Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Какие зимние шины выбрать: шиповку или липучку? И почему европейские шины не подходят для России.

Поздняя осень – самое время для выбора нового комплекта зимних шин, если вы этого еще не сделали. Но какие шины предпочесть - шипованные или нешипованные?

Давайте внимательно разберемся, какие достоинства и какие недостатки есть у каждого из этих шин.

Чем отличаются шипованные шины от нешипованных, понятно из названия. Протектор шипованных шин оснащается специальными вставками, так называемыми шипами противоскольжения, состоящими из металлического корпуса и твердосплавной вставки – собственно шипа.

Устройство шипа противоскольжения
Устройство шипа противоскольжения

Начнем с нешипованных зимних шин, которые также называют фрикционными шинами или «липучкой». На эти шины возложена сложная задача - работать эффективно в условиях низких температур.

Здесь все зависит от рисунка протектора и его состава. Если вы обратите внимание на блоки протектора нешипованных зимних шин, то увидите, что они рассечены на множество так называемых ламелей. Сделано это по той причине, что общее количество кромок, цепляющихся за покрытие, напрямую определяет уровень сцепления шины, а, значит, и вашего автомобиля, на дороге.

Блоки протектора рассечены на ламели
Блоки протектора рассечены на ламели

Большинство фрикционных зимних шин имеет ненаправленный асимметричный рисунок, работающий одновременно хорошо при разгоне, торможении и в поперечном направлении. Различные зоны протектора работают по-разному. Так, хорошая фрикционная шина эффективно отводит влагу из протектора, а ламели открываются и закрываются, подобно присоскам, тем самым увеличивая пятно контакта шины с дорогой.

Собственно, именно поэтому такие шины и называют «липучкой». Хотя, конечно, это не научный, а совсем уж бытовой, «гаражный» термин.

Нешипованные зимние шины нордического типа
Нешипованные зимние шины нордического типа

В состав резиновой смеси фрикционных шин внедряют специальные добавки, которые увеличивают эластичность протектора при низких температурах. В этом, кстати, зимние шины и отличаются от летних, которые под воздействием низких температур становятся гораздо жестче, и уже не выполняют своих основных функций.

Часто в состав резиновых смесей зимних фрикционных шин вводят также различные добавки, которые увеличивают сцепление на льду. Это могут быть натуральные частицы ореховой скорлупы, либо крошка различных синтетических кристаллов. Задача этих добавок, фактически, играть роль шипов.

Еще один вариант для улучшения зацепа - микропористая и шершавая поверхность протектора фрикционных шин.
Еще один вариант для улучшения зацепа - микропористая и шершавая поверхность протектора фрикционных шин.

Вы спросите: а зачем же каким-то добавкам играть роль шипов, когда можно использовать самые настоящие шипы? Но тут все непросто. Дело в том, что мы живем в России, где есть особо холодные регионы, в которых допускается использование зимних шин любого типа. Однако, во многих других странах (именно там разрабатываются различные шины, потому что большинство брендов имеет европейское, либо азиатское происхождение), в общем, в этих регионах использование зимних шипованных шин, как правило, запрещено. И это логично.

Ведь погодные условия, которые часты в России, или Скандинавии (Норвегии, Финляндии, Швеции и Исланди) в центральной Европе встречаются редко, и на первое место выходит ущерб, который наносят шипованные шины дорожному полотну, и связанный с этим ущерб для экологии (от асфальтовой пыли в воздухе).

В итоге, произошло своеобразное разделение конструкций зимних шин на шипованные и нешипованные, а нешипованных – на альпийские и нордические.

В холодных странах используются либо шипованные, либо так называемые нордические нешипованные зимние шины. Точно такие же, как предназначены для использования в России. Также в этих странах разрешена шипованная резина, а нешипованные шины относятся к так называемому нордическому типу.

В большинстве стран Европы шипованные шины находятся под полным запретом, а вместо нордической нешиповки используются так называемые альпийские шины. Какие страны Европы полностью запрещают шиповку? Например, это Польша, Германия, Чехия, Люксембург, Словакия, Словения, Хорватия, Македония, Черногория, Сербия, Босния, Болгария, Венгрия, Нидерланды, Португалия и даже Турция. В некоторых странах, таких, как Венгрия, Нидерланды, Швейцария, Польша вообще использование зимних шин необязательно с точки зрения законодательства. Вы можете руководствоваться одним лишь здравым смыслом.

У альпийских европейских зимних шин рисунок менее агрессивный, но тоже есть ламели. Автомобиль на них лучше управляется на мокрой дороге, но на льду характеристики сильно хуже, чем у нордических шин.
У альпийских европейских зимних шин рисунок менее агрессивный, но тоже есть ламели. Автомобиль на них лучше управляется на мокрой дороге, но на льду характеристики сильно хуже, чем у нордических шин.

Используемые в странах Европы альпийские нешипованные шины, разительно отличаются от тех шин, которые используются в скандинавских странах, и которые должны использоваться в России.

В чем разница между этими шинами? Прежде всего, альпийские шины рассчитаны на не очень низкие температуры, а также не очень большое количество льда и снега. В этих условиях они способны обеспечивать неплохой баланс сцепных свойств и управляемости.

Но, что касается льда и низких температур, до сих пор не придумано ничего лучше старой доброй шиповки. Нордические шины без шипов также значительно лучше альпийских европейских шин на зимних покрытиях.

Например, при торможении в пол на идеально гладком льду на скорости в 50 км/ч, и при температуре в диапазоне от минус 1 до минус 8 градусов Цельсия хорошие шипованные шины, например, финской марки Nokian, продемонстрируют результат в районе 41-43 метров тормозного пути. Нешипованные шины нордического типа в таком режиме покажут тормозной путь порядка 45-47 метров. Европейские фрикционные шины альпийского типа покажут значительно больший тормозной путь, а именно 53-55 метров.

Удивительно, но при около нулевой температуре, на которую вроде бы и рассчитаны альпийские шины, они проигрывают нордическим еще больше. Так, если тормозной путь шипованных шин на льду при -1 будет составлять все тот же 41 метр, то нордические нешипованные шины на этом же льду при этой же температуре в минус 1 градус покажут тормозной путь в 58 метров. А альпийские модели продемонстрируют значительно более худший результат, а именно 76 метров.

Таким образом, независимо от температуры окружающего воздуха, в условиях льда шипованные шины будут гораздо лучше фрикционных, даже нордических, не говоря уже про альпийские.

В то же время, как показывают полигонные тесты, на других покрытиях, например, на укатанном или кашеобразном снегу, шипованные шины не имеют таких выдающихся преимуществ перед нордической нешиповкой. Да, их тормозной путь будет чуть-чуть меньше, а уровень зацепа чуть-чуть больше, но незначительно. При этом фрикционные шины продемонстрируют значительно более низкий уровень шума и лучшую стойкость к аквапланированию, например, на мокрой дороге.

Шипованные зимние шины
Шипованные зимние шины

Среди водителей распространено мнение о том, что шиповка имеет гораздо больший тормозной путь на асфальте. На самом деле это не так. Потому что ни о каком скольжении на шипах на самом деле речи не идет, ведь они при резком торможении частично скрываются в шашках протектора. Но, несомненно, использование шипованных шин на асфальте приводит к ускоренному износу твердосплавных ставок – шипов противоскольжения, и со временем снижает характеристики шин на льду.

Таким образом, если вы используете автомобиль на очищенных городских дорогах, а лед и снег практически не попадаются на вашем маршруте, то можно выбрать и нешипованные шины нордического типа.

Если же вероятность встретить обледенелый участок дороги, поворот или подъем сильно отличается от нулевой, то настоятельно рекомендую вам использовать зимой шипованные шины. Собственно, так делаю и я сам.

И вот еще пара советов. Во-первых, любые шины подвержены износу. И, если вы купили свою шиповку несколько лет назад, то советую внимательно изучить состояние протектора и его остаточную высоту. Дело в том, что на мокрой дороге при движении со скоростью всего лишь 75 км/ч, площадь пятна контакта шины с дорогой (имеется в виду новая зимняя шина с высотой протектора 8-10 мм), уменьшается на 26%, то есть на четверть. На скорости 125 км/ч – уже на 53%.

Хуже европейской альпийской нешиповки на льду только всесезонные и летние шины. Это может стоить кому-то жизни.
Хуже европейской альпийской нешиповки на льду только всесезонные и летние шины. Это может стоить кому-то жизни.

Если шины имеют предельный износ, и остаточная высота протектора составляет 4 мм, то можно смело говорить об уменьшении пятна контакта на 48 и 89% соответственно.

-8

Таким образом, шины, изношенные наполовину, и все еще соответствующие требованиям законодательства, уже практически никак и ничем не держатся за дорогу, несмотря на то, что когда-то это были шины известной марки, и стоили недешево. Так что состояние шин не менее важно, чем их марка, а на самом деле гораздо важнее.

Надеюсь, этот материал был вам полезен! Читайте также:

Авто
5,66 млн интересуются