Вновь я обращусь к древнерусской истории.
Казалось бы, все на 1000 раз читано-перечитано, сказано-пересказано. А именно, в "Повести временных лет" (ПВЛ) все черным по белому написано: "В год 6370 (862). И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля".
Здесь и далее я привожу цитаты из ПВЛ в переводе Лихачева. Также я постараюсь максимально сокращать цитаты с сохранением их основного смысла.
Вот все, вроде, понятно: северные восточно-славянские и финно-угорские племена чудь, словене, кривичи и весь пришли к варяжскому племени русь (русы), позвали на княжение, а те, прихватив с собой все свое племя со всеми родами, пришли править, а вместе с тем и дали имя земле – Русская земля.
Но возникает вопрос, кто такие эти "русь", которые дали имя Русской земле?
В той же ПВЛ сказано, что после Потопа трое сыновей Ноя разделили землю. "Иафету достались северные страны и западные: /список длинный, полностью приводить не буду/ Mидия, Албания, Армения, мeoты, дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, … славяне…".
Под меотами, славянами, равно, как и жителями Тавриды в этом списке перечисления областей, очевидно, понимаются не столько сами народы, сколько территории ими населяемые. То есть, в этом фрагменте перечисляются территории, если уж совсем следовать букве ПВЛ, то "северные страны и западные".
Дальше ПВЛ уже перечисляет народы: Иафету достались земли, где "сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги…".
Здесь мы видим уже знакомые названия чудь, весь и пр. Но видим и русь. Причем они не отождествляются с варягами, которые упоминаются отдельно. Также обратим внимание, что в этом фрагменте перечислены восточно-европейские народы. Славяне же, которые упоминаются в первом фрагменте, не упоминаются вовсе: вместо собирательного названия перечислены конкретные народы.
Читаем дальше: "Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие".
Здесь уже перечислены западно-европейские народы. И опять варяги, как народ, упоминаются отдельно от руси.
Вероятно, территориальное понятие "славяне" из первого фрагмента далее расшифровывается в перечислении проживающих на "славянских землях" народов, когда "разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели". Тогда становится понятным и другой момент, что варяги и русь упомянуты как среди восточно-, так и среди западно-европейских народов. Ведь те же варяги занимали все побережье "к западу – до земли Английской и Волошской".
Но дальше новая загадка. "В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград". Чем интересен этот фрагмент? Автор упоминает понятие "Русская земля" еще за 10 лет до призвания варягов. Значит, впервые от имени народа русь "Русской землей" стали называть вовсе не земли призвавших их чуди, словен, кривичей и веси, а собственно исконные земли народа русь, а уже затем это название распространилось на Русь в исторически привычном понимании древнерусского государства.
Еще интересный фрагмент: "Днепр вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское /Каспийское/. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине – в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским".
Исходя из этого описания Нестора, локализовать Русь можно в районе Смоленской и Тверской областей, так как именно здесь берут начало упоминаемые им Днепр, Волга и Двина. Но! Черное море Нестор называет Русским, значит ли это, что границы Руси простирались на юг до Причерноморья?
И здесь опять мы видим новое подтверждение, что русь – это не варяги. Причем это описание дается еще раньше, до упоминания Русской земли в 852 году.
И Нестор подтверждает эти выводы. Он пишет, что Русь приходила на Царьград в 852 год, когда начал царствовать Михаил. "Вот почему с этой поры начнем и числа положим", - пишет ПВЛ. То есть, собственно русскую хронологию Нестор начинает вовсе не с призвания варягов в 6370 (862) году, а с упоминания Руси в "летописании греческом" в год 6360 (852). При этом, совершенно очевидно, что Русь и как народ русь, и как названная его именем Русская земля появились не в одночасье с упоминаем их византийскими хронистами.
Получается, что народ русь, во-первых, отличен от "чудь и всяких народов: меря, мурома…", так как упоминается отдельно от них. Русь не отождествляется с ляхами и пруссами. Не отождествляется русь и с варягами, будучи несколько раз упомянутыми отдельно.
Этим именем своим назвали они Русскую землю, а придя княжить в земли Новгородские стали называть Русской землей еще и их. В ходе расширения границ владений потомков Рюрика расширялись и границы Русской земли.
Но что же за народ такой русь? Об этом поговорим в следующих статьях.