Если локомотивы, вагоны и прочую железнодорожную атрибутику можно сохранить для потомков, собирая их где-нибудь в музеях или частных коллекциях, то как например поступить со старинными зданиями вокзалов или локомотивными депо, которые просто в принципе невозможно физически куда-либо переместить? Как сохранить их первозданный облик и внутреннее убранство. Правильный ответ здесь только один — лишь сохраняя на своих местах, поддерживая их состояние. Но таких примеров у нас в России существует совсем не много. Где скажем сегодня можно увидеть, как выглядели интерьеры старинных вокзалов с залами ожидания николаевской эпохи? На память сразу же приходит лишь знаменитый Витебский (бывший Царскосельский) вокзал в Санкт-Петербурге.
Те, кто хоть раз побывал на Витебском вокзале, то наверняка согласятся со мной, что это место буквально принизано историей железных дорог начала ХХ века.
В начале XXI века отношение к старинной служебной архитектуре стало просто разрушительным. На фоне единичных примеров реставрационных работ началось откровенное уничтожение самобытного облика российских железных дорог. Снос с лица земли в целях некой сомнительной "реконструкции" вокзалов и ряда старинных служебных зданий на главном ходу Петербург-Москва, в частности, Окуловке, Лихославле, да и на некоторых других станциях дороги буквально поразил своим цинизмом просвещенную общественность.
И по сей день отношение к "чугунке" в этом плане мало конечно же изменилось. Но радует то, что единичных примеров сохранения истории ж/д транспорта становится больше. Вот один из таких недавних и ярких примеров — музейный комплекс "Старинная станция" под открытым небом в Куженкино, Тверская область.
Если вам периодически приходится путешествовать на автомобиле из Петербурга в Москву по федеральной трассе М-10 и вас интересует история железных дорог, то не поленитесь и сверните с неё совсем чуточку в сторону между населёнными пунктами Куженкино и Хотилово (Бологовский р-н) согласно указателю, чтобы увидеть и оценить всю эту самобытную красоту уже своими глазами.
От федеральной трассы М-10 до станции Куженкино всего то и нужно будет проехать 3 километра по дороге с неплохим асфальтовым покрытием. Совсем недавно весной 2021 года в здании музеефицированного вокзала на станции Куженкино состоялось торжественное событие — открытие зала ожидания для пассажиров 1-2 классов.
За все годы эксплуатации вокзального здания в Куженкино планировка его служебных помещений неоднократно изменялась. Поэтому увидеть оригинальную планировку вокзала мы можем только в Альбоме исполнительных и типовых чертежей Бологое-Полоцкой ж/д.
Аналогичный обветшавший вокзал на соседней станции этой же линии Чёрный Дор (закрыта в ноябре 2001 года) в августе этого года было снесено здание вокзала. На съёмке с квадрокоптера чётко видно, что представлял из себя в плане такой вокзал.
А теперь давайте же наконец зайдём внутрь реконструированного зала ожидания для пассажиров 1-2 классов на вокзале станции Куженкино.
Сразу за дверью центрального входа на вокзал открывается ещё одна дверь ведущая в левое крыло, в которой, собственно, и находится недавно открытый зал ожидания для господ (пассажиров 1-2 классов). Именно там он когда-то до революции 1917 года и располагался, согласно исполнительному чертежу.
Зал ожидания, как и другие служебные помещения на вокзале, можно осмотреть далеко не всегда и не во все дни недели, к сожалению, а лишь только по субботам и воскресеньям, когда на станцию в 10:00 из Бологое прибывает пригородный ретропоезд "Селигер" №6697 и все желающие могут осмотреть экспозицию в рамках получасовой экскурсии во время стоянки поезда, причём совершенно бесплатно.
Хочу отметить ещё такой важный момент, что такой экспозиции под открытым небом как в Куженкино нет больше ни в одном музее в России! Главной особенностью путешествия является его фактически полная аутентичность, историческая достоверность, и при этом попутное знакомство с уникальной заповедной Бологое-Полоцкой линией.
Вся меблировка в зале ожидания полностью подлинная. А вот плакаты на стенах это конечно же реплика, но хорошего качества и выполнена по оригинальным эскизам тех времён.
Главным героем станционного буфета, как и любого русского трактира, являлся, конечно, самовар. Его наличие было непременным.
«На вокзале было пусто и темно. Буфет освещала только сонная лампа на стойке… наконец откуда-то запахло самоваром и вокзал стал оживать, освещаться… пряно запахло по буфету этим ночным вокзальным самоваром…»
И. Бунин «Жизнь Арсеньева», книга пятая.
Это и был главный магнит для общения местных жителей и главное удовольствие для провожающих и проезжающих пассажиров.
На самоваре непременно была надпись (выгравированная или на табличке): «Буфет станции такой-то».
Буфеты на станциях, как и ресторации, содержались по договору с железной дорогой частными лицами, которые подчинялись непосредственно начальнику станции.
В старину всё делали с молитвой. Все пассажирские залы полевых и конечных станций были обставлены иконами.
На типовом чертеже из Альбома строительства Бологое-Полоцкой дороги мы видим изразцовые печи внутри вокзальных помещений. Однако далеко не всё было в итоге выполнено строго согласно проекту и для обогрева служебных помещений были установлены круглые утермарковские печи в металлическом футляре, которые хорошо поддерживали и сохраняли тепло, несмотря на высокие вокзальные потолки и окна. Изобретены российским архитектором немецкого происхождения Иоганном Утермарком в 1820 году.
Если и есть отдельные реконструированные предметы (например, чеховская конторка жалобной книги в зале первого класса), то они выполнены строго по архивным чертежам.
"Конторка" здесь это вовсе не отдельное служебное помещение, как могло вам показаться. Она представляет из себя столик, с наклонной крышкой, которая поднимается, и в углублении под ней как раз и хранится жалобная книга.
Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
«Милостивый государь! Проба пера!?»
Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
А.П. Чехов отрывок из рассказа "Жалобная книга"
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram