Найти тему
Мурманский вестник

«Здравствуйте, господин Нансен!»

Оглавление

Арктика глазами известных исследователей

Андреева Екатерина

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко

Вишенка на торте

Суровая и загадочная ледяная макушка планеты начала манить людей очень давно. О важных страницах освоения Арктики сейчас можно узнать в областном краеведческом музее. Там открылась выставка «По пути «Фрама» - великие дрейфы судов в Центральной Арктике». Этот проект организован совместно с Российским государственным музеем Арктики и Антарктики, находящемся в Санкт-Петербурге, и приурочен к 105-летию города Мурманска.

- Экспозиция рассказывает об экспедициях в полярных широтах, проведенных отважными учеными, исследователями, - сказал на церемонии открытия первый заместитель регионального министра культуры Тимур Давлетшин. - Уверен, ни один посетитель не останется равнодушным и каждый получит массу интересной информации, ярких впечатлений и эмоций.

- Мурманск с момента своего основания является местом, откуда арктические исследователи уходили в дальние непростые путешествия, - взяла слово директор краеведческого музея Елена Собашникова. - Выставочный проект посвящен истории выдающихся дрейфов судов в Центральной Арктике, важным экспедициям отечественных и зарубежных полярников.

- У нашего музея сложилась добрая традиция приезжать в гостеприимный Мурманск и презентовать свои выставки для северян и гостей края. С вашим музеем мы делаем уже не первый проект и, надеюсь, не последний, - сказала главный хранитель музея Арктики и Антарктики Юлия Вепрева. - Нынешняя экспозиция изначально задумывалась немного в другом формате, но мы смогли внести изменения, дополнили ее еще одной частью - предметами декоративно-прикладного искусства из наших фондов. Стоит заметить, что эти предметы очень редко показывают посетителям. Поэтому можно сказать, что данный раздел стал вишенкой на торте, ведь гости нашего музея в Санкт-Петербурге такой возможностью похвастаться не могут.

-2

Экспонаты, большую часть времени проводящие в закрытом хранении, разместились в двух больших витринах. Здесь много старинных предметов, созданных в конце XIX - начале ХХ века, а также более современных, датированных серединой прошлого столетия. Но, несмотря на разницу в возрасте, все они изящны и интересны. Например, шпилька для волос с фигуркой белого медведя. Как рассказала Юлия Вепрева, такие предметы женщины севера не использовали в обычной жизни, поскольку те были неудобны. Их начали изготавливать, когда появилась торговля, для продажи. А вот курительная трубка из кости мамонта с деревянным мундштуком наверняка была любимой вещью своего владельца - об этом мы можем судить по потертости экспоната и его темному цвету.

Коробочка-пудреница, созданная в уэленской косторезной мастерской в 1930-х, поражает своей ювелирной красотой. Она миниатюрна, в диаметре не больше пяти сантиметров, однако узор на крышке удивит многих: художник детально изобразил охотника, волокущего добычу - тюленя. Вырезаны даже следы человека на снегу. Также в витринах можно увидеть деревянные резные ложки и другие бытовые предметы. А игральные кости, вырезанные из бивня мамонта, говорят о том, что и жителям Крайнего Севера не были чужды азартные развлечения.

Застрявшие во льдах

Однако все же главными экспонатами выставки являются свидетельства экспедиций исследователей. В зале размещены десятки подлинных экспонатов и фотографий, рассказывающих о работе в Арктике норвежских и советских ученых, одежда и предметы быта жителей Крайнего Севера.

- В 1879-1881 годах американская экспедиция на шхуне «Жанетта» под руководством Де-Лонга пыталась пройти по Северному морскому пути. Однако судно оказалось неприспособленным к суровым условиям, а потому было раздавлено льдами и затонуло. Часть экипажа погибла, - рассказал в ходе небольшой экскурсии для первых гостей выставки заведующий отделом экспозиционно-выставочной деятельности Георгий Дзенисов. - Эта трагедия натолкнула на мысль подготовить судно, способное выдержать напор стихии и дрейфовать в Арктике, проводя исследования. Спустя несколько лет после трагедии «Жанетты» норвежец Фритьоф Нансен сумел убедить научное сообщество в целесообразности этого, хотя многие не верили в начинание, считали, что затея обречена на провал. Однако все получилось. Экспедиция Нансена 1893 года стала настоящим прорывом в методах полярных исследований. Специально построенное судно «Фрам» впервые в мировой практике в течение трех лет вместе с дрейфующими льдами прошло через центральный район Северного Ледовитого океана, заложив традиции исследований северных широт. Да, судно вмерзло во льды, но выдержало нагрузку.

-3

К слову, у Нансена был и личный интерес - он хотел стать первым человеком, который достигнет Северного полюса. Исследователь надеялся, что дрейф пройдет через макушку планеты и сам он буквально с чашечкой кофе в руке водрузит там норвежский флаг. Однако дрейф прошел южнее. Тогда Нансен вместе со своим приятелем и коллегой Йохансеном на санях отправился к полюсу. Но и этот план провалился: льды уносили их в противоположную сторону. Стало понятно, что жизнь под угрозой, исследователи изменили свой маршрут и направились к Земле Франца-Иосифа.

- Там произошла известная и немного комичная встреча Нансена и британца Джексона, - продолжил Георгий Дзенисов. - Англичанин любил вечером прогуляться вокруг лагеря с тростью в руках. В одну из таких прогулок он увидел мужчину, выходящего из-за льдины. Тот очень плохо выглядел, оброс. Джексон был полярником и знал, что в Арктике в тот момент находились всего две экспедиции: его и норвежца. Нансен же подумал, что у него начались видения, ведь к нему подошел хорошо одетый человек, протянул руку и сказал: «Здравствуйте, господин Нансен!»... На этом приключения норвежца закончились, и руководители двух походов вместе вернулись в Норвегию. А через неделю туда вернулся и «Фрам», но без своего капитана. Это первая арктическая экспедиция в истории человечества, в которой не погиб ни один участник.

Повторить поход «Фрама» в 1918 году попытался Руаль Амундсен на шхуне «Мод». Экспедиция была менее успешной, однако ее научные достижения были оценены весьма высоко. Еще одним важным этапом освоения Арктики стал дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в 1937-1940 годах, внесший ценный вклад в исследование региона.

Подробнее об этом и многом другом, в том числе об истории дрейфующих станций «Северный полюс», можно узнать в музее. Если и этой информации будет мало, заинтересовавшиеся могут прийти в областную научную библиотеку - там открылась выставка изданий «Викинг полярных морей», приуроченная к 160-летию со дня рождения Фритьофа Нансена. Например, на ней представлена биография «Фритьоф Нансен» Вальдемара Кристофера Бреггера и Нордаля Рольфсена, которая стала первым жизнеописанием ученого. На русский язык книга была переведена в 1896 году Анной и Петром Ганзенами.

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.10.2021