(лонгрид про подростков)
Не знаю как вы, а я до 30 лет жила на автопилоте. Сказали нужно любить школу - я любила. Сказали нужно поступать в вуз, иначе нет будущего - я поступила. При всем этом, у меня таки был подростковый кризис и я дала своим родителям жару, вот только глубже и осознаннее я после него не стала.
Была хорошей девочкой, побыла плохой и вернулась в хорошую (плохой оставалось лишь иногда вырываться наружу под влиянием алкоголя). То-есть со мной не случилось главного, что должно происходить с человеком-подростком. Я не взяла ответственность за свою жизнь.
Я не видела, не чувствовала свою детскую часть со всем ее саботажем, скукой от неинтересного, нежеланием взрослеть, страхами, мечтами о блаженстве, иллюзиями простоты жизни. Но хорошо слышала критическую, типа взрослую, которая все может, должна двигаться вперёд, достигать и быть ответственной (в той концепции мира читай «не виноватой»).
Оттого мой подростковый кризис не привёл меня к себе же. К тому, что желания меня-ребенка мне слышны и потихоньку я-взрослая беру за них ответственность. Желание вечного детского блаженства не подавляется как плохое, но осознанно встречается с разочарованием его удовлетворить с одной стороны и глубинному пониманию (своему, а не родительскому), что жизнь требует усилий с другой. Я не созрела в отпускании детства и принятии взрослости, а просто жила по выданным правилам.
Оттого тот путь, который проходит моя старшая дочь, вызывает у меня, с одной стороны, каждый раз очень много страха, а с другой - огромного уважения.
Шутка ли, убедить двух воспитанных в советское время родителей забрать тебя из школы, где тебе становится слишком тяжело от отношений с учителями и за несколько лет страх ошибки превращается в панику вообще писать контрольные.
После - полтора года прозаниматься в интернет-школе. Выдохнуть, расслабиться, по сути вернуться в утерянное блаженство, где тебе никто не капает на мозг и не контролирует. А потом однажды утром в мае зайти к маме в комнату и сказать: «мам, мне тяжело так учиться, не заставить себя, я бы хотела попробовать вернуться в школу».
Вот так вот взять и отказаться в 14 лет от защит (мне и дома хорошо, да зачем мне это образование нужно, не лезьте со своими наравоучениями и прочее) и решиться пойти в то, что тебя больше всего пугает, что принесло много боли и стыда - в систему, потому что на неё можно опереться, она структурирует.
И в этом очень по-взрослому сдаться перед идеей собственного всесилия, признать что есть вещи где мне нужна структура, помощь, опора. Осознанно (а не потому, что родители сказали) выбрать усложнение жизни, обратиться ко взрослой идее отложенного удовольствия (вкладываться сейчас - результат намного позже) ради будущих собственноручно выбранных перспектив.
После - визит в частную школу, проверка знаний и вывод, что нужно заниматься с репетиторами. И все лето, пока сверстники отдыхали, мой ребёнок (которого я полтора года наблюдала в основном лежащей на диване) по собственной инициативе ходила к репетиторам по всем предметам не пропуская (кроме двухнедельного отпуска на Ладоге) ни одного занятия.
Сегодня Ульяна сдавала тесты. Написала она их не очень хорошо, так как страх ошибки никуда не делся (а значит во время контрольной приходит паника и в голове вместо правил и формул остаётся белый шум), ей ещё переписывать и переписывать однажды полученный от образовательного учреждения негативный опыт, но она прошла и попала в школу, которую выбрала весной.
И для меня тут нет истории про оценки. То-есть либо ты делаешь усилие, идёшь на свой страх и проходишь его, а какая оценка тебя встречает на выходе не имеет ровным счётом никакого значения. Либо ты вовсе не делаешь усилия или опускаешь в процессе руки. Вот и вся разница. И моя 14летняя девочка (которая конечно дофига сколько хорохорится, но я-то знаю, насколько внутри она чувствительная) сделала большое последовательное усилие и дошла до финиша.
Пишу этот пост, естественно, отчасти от переполняющей гордости за дочь. Но не только. Гордиться за подростка получается в конце, а в процессе всегда страшно, отчаянно, бессильно и растерянно, тут меня поймёт каждый родитель 12-18 летнего отрока.
Делюсь я этой историей как раз в поддержку тем, кто в той же лодке. В укрепление веры, что однажды этот переход от ребёнка ко взрослому заканчивается, маленькими шагами чадо берет ответственность, накапливает достаточно ресурса делать выборы и двигаться вперёд. Нужно время. Ничто не произойдёт раньше, чем подросток созреет внутренне, как бы родителям не было страшно.
Но однажды они взрослеют. Я уже неоднократно проверяла)) А нам, родителям, остаётся запастись терпением и успокоительными)
Пэ.сэ. Дочь, горжусь тобой до неба и обратно)))
Психолог Татьяна Фишер