Казахстанский райцентр на полпути из Чимкента в ТТашкент - крупное село Казыгурт, скорее даже небольшой городок (14 тыс. жителей), до 1993 года - банальное Ленинское. На главной площади - соседствуют какой-то батыр и мемориал Великой Отечественной, и это очень характерно - к историческим вопросам казахи относятся по разному, но Победу чтут едва ли не безоговорочнее, чем в России.
Здесь нас встретил каучсёрфер Сардор из села Турбат. Молодой и очень интеллигентный узбек, он живёт там с родителями, женой и совсем ещё маленькими детьми в большом доме с зелёным двором, и периодически принимает гостей со всего света (после нас, к примеру, ждал американцев), а в Казыгурте ведёт уроки английского языка. У него в Турбате мои друзья гостили уже не первый день, и мы планировали день покататься по Казыгуртским краям, затем переночевать у него в гостях и рано утром двинуться в Ташкент.
С тех пор я умудрился забыть, где и как пролегает дорога к священной горе Казыгурт, тем более Сардор этой дороги не знал, и уточнял дальнейший курс практически в каждом ауле. Во всяком случае, мы проехали обратно в сторону Чимкента больше половины дороги. Хорошо помню ориентир, вроде бы в ауле Рабат - у поворота с трассы из оросительной трубы хлещет фонтан, под которым прохлаждаются кони обычные и железные:
Приобщились на обратном пути и мы - в перегретом салоне почти сразу ощутимо падает температура, а машина действительно становится чистой:
Рядом более традиционный водопадик. Увы, засорены такие места в Казахстане и Киргизии ещё похуже, чем у нас:
Вид Казыгурта от подножья. Говорят, похож на лежащего верблюда с двумя горбами, и в общем даже где-то так и есть:
Труба котельной в последнем ауле - если ничего не путаю, Атбулак:
Дальше лишь грунтовки, по степной традиции расходящиеся и сходящиеся по всей своей длине - накатывали их кто во что горазд, но в общем на легковой машине дорога оказалась вполне проходимой:
Мы думали, что дорога приведёт на вершину Казыгурта, где все знакомые с чужих слов достопримечательности буду расположены рядом или хотя бы вдоль какой-то тропы, но не тут-то было! На вершине Казыгурта, может быть, тоже что-нибудь есть, но святыни разбросаны по его окрестностям, и наша грунтовка вела не наверх, а опоясывала гору по склону. С определённых ракурсов хорошо видны седловины в форме лодочек:
Одна из особенностей Средней Азии - обилие собственных легенд на ветхозаветные сюжеты. Так, в киргизском Джалал-Абаде, его целебных водах на Аюб-горе Господь лечил от язв Иова; на Сулейман-горе в Оше молился Соломон и упокоились служившие ему сильнейшие из зверей; в Самарканде покоится пророк Даниил, а в Миздакхане под Нукусом - первочеловек, ни то Адам, ни то Гайомард. К Казыгурту же, по местной легенде, причалил когда-то Ноев Ковчег - то ли гора в те времена была гораздо выше, то ли просто Средней Азия на то и Средняя, что вышедшим из берегов морям до неё уж слишком далеко.
Грунтовка нас вывела на странный водоём, вроде бы ощутимо наклонный, но при этом зеркально неподвижный:
Если бы сюда хотели завлечь туристов, то это бы называли "гравитационной аномалией", мы назовём это "оптической иллюзией", ну а местные никак не называют - водоём и водоём:
В распадке за озерцом дорога вдруг нырнула в крошечный прохладный лесок (для Средней Азии само по себе удивительно!), в глубине которого уткнулась в первую из казыгуртских святынь Ак-Бура. Сидевшие у дастархана за чайком и баурсаками старики смотрят на нас озадачено - кажется, русские люди тут бывают нечасто. Родители Сардора и вовсе были против того, чтобы он нас сюда возил - мол, здешний мулла этого не одобрит, и это может бросить тень на весь их дом.
А вот для казахов и узбеков тропа не зарастает - пока мы тут были, успели приехать и уехать минимум три машины, в каждой по семье. Кто-то и всё это время сидел в теньке за чаем, как например вон то семейство на дастархане прямо над речкой. Еда у гостей своя, а посуда, стол и очаг - местные:
Лесочку даёт жизнь святой источник, мощный и чистый настолько, что его вода идёт в аулы у подножья. Ак-Бура - в переводе Белый Верблюд, и само это название в Средней Азии не редкость. Точно не знаю, к чему оно отсылает, но учитывая, что например Ак-Жол (Белая дорога) - это благословение в добрый путь, а верблюд долгие века был тут основным междугородним транспортом, Ак-Бура - явно что-то очень хорошее.
По разные стороны источника - два новодельных мавзолея, но то ли я забыл записать, то ли мне не смогли объяснить, кто в них покоится и чем именно славен. Как бы то ни было, место очень чтимое и светлое:
Дальше мы долго пили чай в компании тех самых стариков на дастархане и пытались расспросить, куда дальше ехать, так как не эти мавзолеи были на Казыгурте нашей целью, но расспросить их оказалось не так-то просто - они недостаточно хорошо знали русский, Сардор не всё мог перевести на казахский (учитывая, что он узбек и оба языка ему не родные)... то есть, бытовые разговоры мы вели без проблем, но вот в терминах возникала непреодолимая стена. Кое-как нам смогли объяснить, что на вершину идти мы управимся разве что к вечеру, а вот до Скал Адама и Евы есть асфальтовая дорога, километров 20 отсюда.
Напоследок - искупались... правда, купальнями тут называют скорее душевые, в которые поступает холодная вода из источника, и я единственный из всей компании туда не полез. Такие места - куда люди приезжают и отдохнуть, и поклониться святыням - в Средней Азии сплошь и рядом, но мало где в краю жарких пустынь и холодных гор найдётся такой уютный лесок. Расслабляться, впрочем, тоже не стоит - в кустах совсем рядом с дастарханом мы спугнули немаленького размера змею.
Здесь же мы пытались узнать про Крест Казыгурта - якобы, где-то на склоне горы камнями выложен геоглиф в виде креста с перекладинами длиной по 32 метра и шириной по 4 метра, обведённый кругами 60 и 80 метров в диаметре. Написано об этом кресте очень много - но при этом на весь интернет ни одной фотографии, и известен он чуть ли не с 1980-х годов. В более "жёлтых" статьях писали, что это древнее ни то зороастрийское святилище, ни то несторианский знак; в претендующих на серьёзность - что скорее, крест сложили уже в ХХ веке, но совершенно неясно, кто и зачем. Ну а я рискну предположить, что это и вовсе "утка" и никакого Креста Казыгурта не существует в природе - по крайней мере никто из местных о нём не знал.