Найти тему
Москва. Детали

Печальная судьба пятиэтажки, приговоренной к сносу ради автодороги, и снимки ее брошенных квартир

Оглавление

Последние несколько лет Москва стремительно ощетинивается сотнями высотных зданий и опоясывается монструозными бетонными лентами автомобильных дорог и развязок. Под этим натиском не могут устоять отдельные дома и целые кварталы преимущественно послевоенной застройки (район Камушки, например). В этом материале — об одной такой тихой кончине крепкого пятиэтажного дома на востоке Москвы.

Часть первая: грустная

Пятиэтажное здание по адресу Нижегородская улица, 104, стр. 3 построили в 1958 году. Это произошло буквально за год до начала массового строительства «хрущевок» — недорогих в производстве и монтаже блочных домов. Дом на Нижегородской «хрущевкой» назвать вряд ли можно, хоть и построен он в эпоху Хрущева: кирпичные стены, потолки — три метра. Вполне приличное жилье даже по сегодняшним меркам, а для конца 50-х — так и вовсе отличное. Здание построили в тихом и зеленом районе Москвы: рядом был парк, протекала река Нищенка (сейчас она в подземном коллекторе), а предприятие, сотрудникам которого давали здесь жилье, находилось буквально в пяти минутах пешком от этого дома. Практически все квартиры в доме были коммунальные (это было общежитие). Люди жили, работали, многие из них мечтали со временем получить отдельную квартиру в своем доме.

Но реалии современной Москвы поставили крест на этой мечте. В 2016-м году жильцы узнали, что их дом «подлежит изъятию для государственных нужд». Прямо сквозь здание должна была пройти (и пройдет) Юго-Восточная автомобильная хорда. Жильцам сообщили о неминуемом сносе их дома и стали предлагать различные варианты квартир в других районах. К началу осени 2021 года дом выглядел так: практически полностью выселен, со сгоревшей в недавнем пожаре крышей, с оглушающей стройкой, которая ведется в нескольких метрах от здания, а железобетонные куски будущей дороги уже практически уперлись с обеих сторон в его погасшие окна. Так заканчивается история этого некогда жилого дома, который в ближайшие дни будет полностью разрушен. История понятная: дорога наверняка нужна, но все равно немного грустно, когда уходят такие еще крепкие послевоенные дома.

Часть вторая: очень грустная

В галерее ниже — листайте ее вправо и читайте подписи — одни из самых грустных фотографий на свете: снимки навсегда покинутых жилищ. Это квартиры в этом доме на Нижегородской, сфотографированные на днях Светланой Бакеловой (подпишитесь на ее классный инстаграм, в котором она публикует снимки своих путешествий от Подмосковья до Архангельска). Фамилии жильцов на дверных табличках, чьи-то оставленные вещи, чья-то завершившаяся здесь жизнь.

Часть третья: душераздирающая

Это Павел Дылевский - тот самый жилец дома, который не соглашается на предоставленные ему и его семье варианты нового жилья. Источник снимка: издание «Новые Известия».
Это Павел Дылевский - тот самый жилец дома, который не соглашается на предоставленные ему и его семье варианты нового жилья. Источник снимка: издание «Новые Известия».

Вы узнали историю этого умирающего дома и увидели снимки из его покинутых квартир, теперь совсем уж непостижимое: в этом доме до сих пор живет семья из мужа, жены и их сына (у мальчика особенности речевого развития). Как так вышло и как вообще человек может жить в этих нечеловеческих условиях, пересказывать не хочется — просто почитайте этот материал (внимание: реально тяжелое чтение), в котором описана история этих несчастных людей.

P. S. На традиционные вопросы в комментариях, типа «Зачем жалеть несчастную общагу» и «Кому нужен этот дом, если жильцам дали новые квартиры» и тд. Это нужно ради сохранения памяти пусть об и скромном, но жилом доме, который также является частью истории Москвы.

Спасибо, что дочитали материал до конца. «Москва. Детали» есть также в телеграме, фейсбуке и инстаграме.