Федор Михайлович Достоевский среди всех писателей России был самым проницательным в глубоком духовном смысле.
Будучи христианином, он предчувствовал судьбу России, предсказал в ней торжество коммунистических идей задолго до того, как они широко по ней распространились и в конце концов победили.
Конечно, в условном смысле – по принципу, если…
Если русский народ забудет о том, что ему надо, и возьмет то, что ему не надо.
Тогда что же ему надо, и что не надо? Вот – ответ писателя:
«Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нем и у него ничего нет – да и не надо, потому что Православие – все».
Федор Михайлович знал, о чем говорил.
Будучи на каторге, он опустился на самое дно социальной лестницы тогдашней России, но даже в самых отъявленных разбойниках и убийцах он видел остатки проявления этой «православности».
Об этом он пишет в своих «Записках из Мертвого дома».
Он видел, как самые последние «подонки» уважали проявления религиозности – даже в чужой и чуждой им вере.
Например, как и евреи и раскольники-старообрядцы свободно отправляли свои молитвы и культы, и никто не смеялся над ними, не трунил и тем более не препятствовал им это делать.
И он как никто другой видел и чувствовал – действительно: православие – это душа русского народа. В ней заключается «все», и больше ничего «не надо».
Но в то же время, если вынуть эту душу, то – все, конец! Ибо у русского народа больше ничего не останется, ибо ничего другого не было. Его ждет неминуемый провал в бездну.
И это в то время, когда вокруг все только и твердили, что православие давно устарело, что пора его заменить современными учениями – научными, социалистическими и атеистическими.
Удивительно, прошло уже 200 лет со дня рождения Достоевского, а ничего не изменилось. Точно так же вокруг твердят, что православие устарело, и что его пора давно заменить.
Только кто об этом говорит? Увы – люди, которые потеряли свою душу, так как лишившись православия, они, по словам Достоевского, лишились «всего».
В своем «Дневнике писателя» он, словно бы отвечая современным критикам православия, говорит:
«Вникните в православие, это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации».
Да, все современные критики действительно лишены этого «живого чувства» - для них православие – это набор обрядов и правил, которые кажутся им нелепыми и пустыми.
Но чтобы понимать православие нужно его «живое чувство».
Смотрите, Достоевский говорит об «идее» православия. А она очень проста – жизнь есть служение Богу, Родине и ближним (или Вере-Отечеству-Любви).
Даже искажение этой идеи чревато катастрофой.
Коммунисты взяли и исказили эту главную идею православия. Служение Родине и ближним оставили, а служение Богу убрали.
В результате – что? В результате эта самая Родина залилась кровью самых что ни на есть «ближних».
Оказалось, что действительно - России «без Бога ни до порога», тем более до того, который придумали для нее коммунисты.
Но современные искажатели православия пошли еще дальше коммунистов.
Они убрали служение не только Богу, но и Родине, да и ближних рассматривают только как – это в лучшем случае - свою собственную семью.
То есть перешли от служения Богу и Родине на самослужение.
Увы – это, еще более глубокое искажение идеи православия. И оно неизбежно ударяет по самим «искажателям».
Тот, кто переходит на самослужение, – неизбежно лишается смысла своей жизни, так как из нее вынимается ее живая «идея».
А раз никакого высшего смысла жизни нет – то человек переходит на животное существование в погоне за удовлетворением «основных инстинктов» - самосохранения, пропитания и размножения.
Причем с безжалостной борьбой со всеми «конкурентами» в борьбе за жизненные блага.
Что мы, собственно, и наблюдаем в современной России, где смыслом жизни большинства людей стала погоня за деньгами и жизненными благами, с ними связанными.
Но вернемся к Федору Михайловичу. Он сказал, что лишение православия лишит народ тех живых сил, «без которых не живут нации».
Нация, лишенная живых сил – это нация, лишенная будущего. Она похожа на цветущее могучее дерево, покрытое листьями и плодами, но внутри – увы! – гнилое.
Современная Россия и есть такая нация, такой народ и такое государство. Внешне – сильное и процветающее, а внутри гнилое.
А по-другому и быть не может. Ибо народ утратил - потерял и не обрел в своей основной массе своей души – православия.
Смотрите: во времена Достоевского у народа было православие, и он говорил, что ему больше ничего не нужно.
Сейчас – его нет, но народ хватается за все, что ему на самом деле «не нужно» - стремится к наживе, возрождает языческие культы, упивается своими понтами - гордыней и тщеславием.
То, что ему, по словам Достоевского, «не надо» - стало – увы! – основным содержанием его жизни.
Есть ли у такого народа будущее?