семиклассников — даже усов ещё нет, но важности на себя не напускает. На его месте Симка Воронов наверняка задрал бы нос. А Вася держится со всеми, как с равными, но с Инной Андреевной — как ученик. К тому же ходить с ним было интересно. Правда, ему нашлось что показать; например, в механическом цехе — станок, похожий на боевую башню военного корабля, размером ничуть не меньше, да и вес — восемнадцать тонн. И вдруг Вася сказал, что этот станок — передвижной. Вот тебе и на! Такого бы даже выдумщик Симка не нафантазировал. Зачем же такой станок?
— А вот зачем, — объяснил Вася. — Детали крупнейших турбин, котлов, прокатных станов весят по нескольку сот тонн. Их не поднесешь к станку для обработки. Приходится наоборот — приближать станок к ним.
И, будто услыхав Васины слова, станок вдруг покатился по рельсам в соседнее помещение. Там стоял высоченный котел, круглый, как колонна. Станок развернулся, нацелился пушкой-сверлом в колонну, прилепился к ней, как дятел к стволу, и пошел долбить, только стружка посыпалась. Но самое удивительное, что этим станком управлял всего один человек. Он стоял на мостике станка, словно на комбайне, и нажимал разные кнопки; нажмет одну — весь станок двинется, вторую — сверло закрутится быстрее. А на щитке загораются то зеленые, то красные лампочки. И всяких приборов с дрожащими стрелками столько, что здесь простому рабочему не разобраться, наверно.
— А он не простой рабочий, — сказал Вася Мельников, — он учится уже на втором курсе нашего института.
Какой же это — «наш институт»? А вот какой. Невдалеке от цеха стоит бетонный дом. На нем вывески: «Механический институт» и «Школа рабочей молодежи».
Хотелось бы посмотреть, какой в этой школе физический кабинет, — сказала Инна Андреевна. — Наверное, он отлично оборудован?
Здесь нет кабинетов, ни физического, ни химического, — ответил Вася. — Да и к чему они? Практические кабинеты нашей школы — это весь завод, любые цеха, лаборатории. Например, в отделе главного энергетика учащиеся могут увидеть работу настоящих электрических машин, а не наглядные пособия. А химические опыты можно...
Но что «можно», услышать не удалось, потому что Васины слова покрыл сильный раскатистый гул. В небе появился вертолет. Он пролетел так низко, что на его зеленом стрекозином брюхе были отчетливо видны буквы «СССР». Вася посмотрел на часы и заторопился.
— Пойдёмте к автобусу. Пора ехать на угольный двор. — И с