"Торпедоносцы" (1983)
"... А в подарок, например, манто вам... И стихи поэта Лермонтова'", - прозвучит с экрана дурашливая песенка "летного состава" далекого 1944. И мы снова будем смотреть "кино про войну"...
Фильм режиссера Семена Арановича "Торпедоносцы" снят по мотивам прозы Юрия Германа. Быть может, это один из лучших наших фильмов на военную тему. Без ложного пафоса, без идеологических клише. Фильм не о войне, а о людях времен войны.
В "Торпедоносцах" остро ощутима атмосфера времени, включая тщательно выписанные бытовые подробности...
Характеры боевых летчиков-североморцев на экране не сливаются в стандартный поток. Они индивидуальны. И замечательно сыграны Родионом Нахапетовым ("Влюбленные", "Валентина"), Андреем Болтневым ("Мой друг Иван Лапшин") и др.
Эмоционально достоверная игра актеров опирается на тщательно выписанные диалоги.
Драматическое, лирическое и комедийное сплавлено в картине так же, как и в реальной жизни.
Александр Федоров, 1984
«Восхождение» (1977)
Середина 1970-х оказалась на редкость счастливой для Ларисы Шепитько. После запрета "Родины электричества" (по Андрею Платонову) и утомительной борьбы с цензурой по поводу драмы "Ты и я" она добилась права на экранизацию военной повести Василя Быкова "Сотников". И зимой 1977 года заслуженно получила главный приз Берлинского фестиваля.
Она изменила быковское название на библейское - "Восхождение". А история о двух партизанах, попавших в немецкий плен, стала историей Христа и Иуды...
Тогдашняя цензура не заметила (или сделала вид, что не заметила) метаморфозы. "Восхождение" скромно прошло по российским экранам под "военно-патриотической" рубрикой...
Сотников в исполнении Бориса Плотникова - человек, до конца преданный идее и готовый ради нее идти на плаху.
Зато Рыбак Владимира Гостюхина во что бы то ни стало хочет остаться в живых.
Партизан допрашивает русский следователь - бывший учитель, перешедший на сторону нацистов. Анатолий Солоницын играет его как вариацию характера Понтия Пилата...
По-видимому, Лариса Шепитько осталась довольна аскетизмом черно-белой графики оператора "Восхождения" Владимира Чухнова и пригласила его снимать свою следующую картину - экранизацию повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой".
В начале июля 1979 года съемочная группа Ларисы Шепитько выехала на выбор натуры. Было раннее утро, и водитель микроавтобуса задремал за рулем... Шепитько и Чухнов погибли мгновенно...
Ларисе едва исполнилось сорок лет...
В 1981 году "Прощание" поставил муж Ларисы Шепитько - Элем Климов. В этом фильм остался только один кадр, снятый самой Ларисой - огромное дерево, шелестящее листвой на ветру...
Александр Федоров, 1993