Привет, это Саша. Ваш кинокритик в Дзене. С места в карьер — посмотрел очень смешной сериал «Основание», который сделала Apple TV по культовым романам Айзека Азимова. Испытал тотальное разочарование, какое уже давно не испытывал от большого проекта («Игра престолов» была последней). Поэтому тон будет более критичным чем обычно, смотреть было больно.
Что происходит в сериале?
Галактическая империя (читайте — Римская империя, именно ей вдохновлялся Азимов) видит вызов своему существованию в учёном, который говорит, что открыл законы времени и знает, когда эта империя падёт.
О чём история
Давайте сразу карты на стол. Нетрудно заметить как империя сейчас перекликается с США, а ученый Гэри Селдон — с климатологами, которые пророчат мировой кризис уже в 2050 году. Империя обязательно падёт, глупые императоры останутся с носом, но умные учёные всё это знали ещё давно.
Правда, никому не могли рассказать. Расчёты Селдона настолько сложны, что понять их могут ровно два человека в галактике, считая самого Селдона. Наука подменяется верой, но в рамках сериала всё это мы должны приветствовать. Верьте Селдону. Он ваш новый пророк исхода.
Ему в пару авторы дают девочку-гения, которая, чтобы успокоиться, считает в уме простые числа и спасается с планеты, где за любовь к математике расстреливают.
На другом конце спектра — триумвират правителей, среди которых главный — с лицом античного божества Ли Пейс. Даже небольшое их появление в первой серии приносит гораздо больше эмоций, чем история девочки-гения и человека, который умеет предсказывать будущее.
Императорам не досталась искра гения Селдона, зато на их плечах лежит бремя тысячелетней империи и миллиардов её обитателей. Их положение гораздо уязвимее, а цена поражения — очевидна. Настоящая драма в таком масштабном сериале как «Основание» начинается именно здесь.
Но симпатии авторов, конечно, на стороне учёных и детей. Претендуя на звание «следующей "Игры престолов"», сериал упрощает политику до программных манифестов прогрессивного либерала. Хотя что сделало «Игру престолов» такой популярной — это понятность и размытость условного зла. Маккиавеливщина. Шаг в сторону горлопанского идеализма кажется шагом назад, а не вперёд.
Что никуда не годится
После первой серии «Основания» я думал, что это очень смешной сериал. После второй смеяться уже не хотелось. Хотелось открыть страничку на Википедии и прочитать сюжет, потому что смотреть вторую серию было как толкать камень по перекопанным московским улицам. Плохо почти всё. Сцены, которые никуда не ведут. Кадры, которые нужны просто для красоты. Герои, к которым ничего не чувствуешь.
Пример — главная экранная пара, успевшая родиться только в этой серии, успела дважды переспать. Что я про них знаю? Да ничего, я их буквально в предыдущем эпизоде только впервые в лицо увидел, когда они ещё не были парой. Почему мне должно быть радостно от того, что они вместе? Сценарная загадка. Это насилие над зрителем, что мне показывают красивое эротическое видео героев, к которым у меня ноль эмоций. Чувствуешь себя бездушной машиной.
Другой тип насилия — пустые сцены, будто вставленные наугад. Смотреть вторую серию «Основания» — постоянно в голове вести математический анализ, как всё это можно связать в одну историю и имеет ли эта история хоть каплю смысла.
Сцена может состоять просто из событий «герой пришёл», «герой поговорил», «герой ушёл». Ноль драмы, ноль накала. Либо сцена может быть просто событием «старик упал с лестницы». Серьёзно.
Проблема не только в сценарии, но и в том, как это показано на экране. Даже плохую сцену можно было бы как-то вытянуть внезапной деталью, монтажом, саундтреком. Но тут всё настолько в лоб, настолько прямолинейно и топорно. Я действительно бы ненавидел вторую серию «Основания», от души. Если бы не Ли Пейс и вся императорская семья. Уберите главных героев, убейте их в пучинах космоса, пусть их хладные тела вечно кружат по орбите. Оставьте императорские интриги, тайны и заговоры. Это хотя бы выглядит по-человечески, а не карикатурно.