Найти тему
Бумажные комиксы

«Бэтмен» Шона Мёрфи: «Проклятие Белого Рыцаря» (раскрыто шокирующее прошлое Готэма! мир больше никогда не будет прежним!)

«Проклятие Белого Рыцаря» принадлежит к тому роду продолжений, что если вы вдруг пропустили собственно «Белого Рыцаря», то на понимании сюжета этот пробел особо не скажется. Тут важно просто знать основную изюминку, придуманную Шоном Мёрфи.

Поэтому на всякий случай напомню, что Джокер пережил, скажем так, серьёзное раздвоение личности, и оказалось, что «внутри худшего преступника Готэма скрывался лучший шанс Готэма на светлое будущее» – некто по имени Джек Напьер. В ходе своей избирательной кампании в городской совет Напьер озвучил несколько громких заявлений, разоблачавших коррупцию и лицемерие местных богачей, и в целом успел сделать «много хорошего на благо города», положив, как признаёт сейчас даже Бэтмен, «начало новой эре Готэма».

Однако сам Джокер, чьё подлое нутро взяло-таки в итоге своё, какую-либо связь с этим Напьером решительно отрицает, неизменно подчёркивая, что они с ним – «два разных человека»:

Я годами пытался превратить этот городишко в криминальную столицу мира. Но тут внезапно Напьер крадёт моё тело и портит всё, к чертям собачьим. Из-за него в Готэме теперь совсем невесело!
Разворот из графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Задуманная Джокером месть принципиального отношения к Напьеру уже не имеет, поэтому и можно говорить об определённой самостоятельности сиквела. Для «финального акта» злодею «понадобится кое-что особенное»: «Величайшая и темнейшая тайна этого города… Начало и конец Готэма. Шутка, которая известна только мне»!

– Все эти годы я считал тебя худшим злодеем в истории города. Но ты был лишь жалким подражателем.
– …Что ж, думаю, настоящий великий артист не должен стесняться источников вдохновения. {…} Лаффи рассказал ему шутку, что была написана кровью… Величайшую шутку в истории Готэма. Шутку, которая известна только мне… Правду о династии Уэйнов. И с тех самых пор я не переставал смеяться, ожидая подходящего момента для своего грандиозного финала…

Упомянутый Лаффи – коррумпированный британский генерал Лафайетт Аркхем, «который правил Готэм-Валли – Готэмской долиной – в XVII веке»; современники верили в то, что он ещё и вампир («демон, который питается кровью детей»), и память об этом до сих пор сохранилась в стишках-страшилках. Именно на месте его дома была воздвигнута печально известная Лечебница Аркхем, где в запечатанном колодце найдены сейчас чьи-то кости…

Сопоставив эту страшную находку с дневником, принадлежавшим некогда Эдмонду Уэйну («Этот артефакт – вещь исключительной ценности… Пожалуй, самая ценная вещь в жизни Брюса. В дневнике есть подсказки, позволяющие понять прошлое Готэма и проклятие, которое довлеет над Уэйнами»), Бэтмен приходит к выводу, что новая загадка Джокера «своими корнями уходит к основанию Готэма». И принимается подробнее изучать события 1685 года, когда первый Уэйн приплыл в эту часть Нового Света («цитадель порока, приют для контрабандистов и пиратов») вместе со священником Баккаром из ордена святого Дюма, намереваясь сообща «очистить Готэм от демонической скверны»

О-о-о-о-о, так это дела семейные. И всё каким-то образом связано с первым Уэйном и первым Джокером, так? Эпичненько… Похоже, я поняла, почему Джокер так повёрнут на этом деле.
Разворот из графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

По своему милый нюанс: на сей раз Джокер решает загрести жар чужими руками – и привлекает на свою сторону ветерана войны Жан-Поля Валли, специалиста по подрыву вражеских сетей («Вьетнам, Россия, Ирак, Афганистан… Обычно правительства такие операции не афишируют»), возглавлявшего небольшой убойный отряд под названием «Ангелы крови», где подрывник скрывался под позывным Гавриил, а снайпер звался Михаилом. Сам же Жан-Поль нарёкся Азраилом – и Джокер, притворившись архангелом, сумел убедить его в «священном предназначении»: «Ты нужен Богу, Азраил… {…} Дабы поразить зверя, чья династия прокляла Готэм. Зверя по имени Брюс Уэйн».

Я возмездие. Гнев Божий. Я пришёл разрушить проклятие и восстать против тебя. Пришёл избавить эти земли от лукавого.
После трех столетий династия Уэйнов наконец возродится.

Что?!. Последняя строчка чуток непонятна!..

О, в этом и есть вся соль джокеровской шутки!..

Разворот из графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Придуманная Шоном Мёрфи история – и правда из разряда альтернативных. Вот буквально – она о том, что всё далеко не так, как кажется. И по-своему, как версия, это очень даже любопытно, хотя кому-то, конечно, может и не понравится:

Так, ща моё терпение уже лопнет… {…} Земельные сделки? Религиозные культы? Вампир по имени Лаффи?! А ещё, мать вашу, какие-то виги, тори и дурацкая подводная загадка в духе Скуби-Ду из тысяча шестьсот хрен-знает-какого года!

А кроме того, Тёмный Рыцарь принимает здесь роды у Харли Квинн (двойня!!),

Азраил в образе нового Бэтмена убивает едва ли не всех готэмских гадов (и кое-кого, увы, из хороших),

юный Брюс винит себя – в который раз! – в смерти родителей («Отец запретил мне трогать фамильные мечи… Сказал, что я могу пораниться. Поэтому мне очень захотелось посмотреть “Маску Зорро”. Чтобы узнать, как ими пользоваться»),

а Брюс постарше снимает маску и раздаёт все свои богатства народу («В настоящий момент общая стоимость активов Брюса Уэйна до сих пор не установлена, но большинство экспертов оценивают их в сотни миллиардов долларов»)…

В общем, автор определённо постарался, чтобы даже пресыщенному Готэмом читателю было интересно.

Но всех нас сегодня объединяет одно: нам будет не хватать Бэтмена. Каким бы ни было ваше мнение о Тёмном Рыцаре, долгое время он был неотъемлемой частью нашего города.
Каким станет Готэм без Бэтмена? Этот вопрос будет на повестке дня до тех пор, пока не завершится суд над Брюсом Уэйном.
Разворот из графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Важный бонус этой книги – якобы вырезанная из основного повествования сцена (так зачем-то уверяет Шон Мёрфи, хотя это очевидным образом самостоятельная история более чем на сорок страниц), призванная поведать нам «жуткую тайну Мистера Фриза». Она так и называется: «Фон Фриз», и рассказывает о событиях времён Второй мировой войны, когда рейхсфюрер СС Гиммлер, который «отчаянно нуждался в новом оружии для фронта», попросил «создать прототип смертоносной ледяной пушки». Только вот лучшим другом учёного – барона фон Фриза – всегда был дипломированный врач Якоб Смитштейн; основав совместную лабораторию, они вместе работали над развитием криогеники («Друзья были полны решимости доказать, что, если в Германии исчезнет расовая дискриминация, страна достигнет небывалых высот»)…

Так что же, барон предал былые идеалы и «ставил опыты на пленных евреях»?.. А знаменитое ныне орудие, способное заморозить кого угодно, есть ни что иное, как разработка, спонсированная нацистами? «Виктор, где же твоя совесть? У тебя самого нигде не ёкает?» – спрашивает его однажды любимая женщина…

В предисловии к этой главе Мёрфи признаётся, что нарисовавший её художник Клаус Янсон (известный в первую очередь по «Возвращению Тёмного Рыцаря») «многие годы был для меня кумиром», «даже стилем рисунка я обязан в первую очередь его весьма внушительной карьере в комиксах». И поясняет:

Будучи ребёнком немецких эмигрантов, Клаус всю жизнь терзался чувством вины за Вторую мировую войну, и ему очень хотелось исследовать эту тему. Даже если она будет чересчур тяжёлой в эмоциональном плане.

Вообще, тема борьбы с фашистами в графических романах DC заслуживает особого изучения, тут просто бездна материала; и вот данный «Фон Фриз» – весомый в это исследование кирпичик.

Обложка графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка графического романа Шона Мёрфи «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Бэтмен» Шона Мёрфи: «Белый Рыцарь»

«Бэтмен» Фрэнка Миллера: «Возвращение Тёмного Рыцаря»

«Бэтмен» Гранта Моррисона: «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле»

«Бэтмен» Скотта Снайдера: «Последний рыцарь на Земле»

«Бэтмен Проклятый» Брайана Аззарелло и Ли Бермехо

«Справедливость» Джима Крюгера и Алекса Росса

20-й анонс «Бумажных комиксов»: новые истории про Бэтмена!

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!