В годы Великой Отечественной войны партизаны пустили под откос тысячи фашистских эшелонов и оттянули на себя ни одну вражескую дивизию. Легендарный партизанский командир Сидор Ковпак как никто другой следовал суворовскому принципу "воевать не числом, а умением". Главным навыком Сидора Артемьевича была его острая смекалка. Например, он мог обуть своих партизан в лапти из липового лыка, чтобы немецкие овчарки не смогли "взять" след бойцов.
Помощь для Сталинграда.
Но одно дело уйти от преследования, другое - сорвать железнодорожное сообщение в тылу врага, когда под Сталинградом решается судьба Советского Союза. Именно такая задача была поставлена командованием перед партизанами Ковпака в начале зимы 1942 года. Тогда партизанские командиры Сидор Ковпак и Александр Сабуров провели одну из лучших своих операций на Западной Украине. У городка Сарны в Ровенской области вновь не обошлось без военной хитрости.
Немцы заняли Сарны еще в первый месяц войны и воспользовались его стратегическим положением. Украинский город был важным железнодорожным центром. Через Сарны шли пути во все направления, но в 1942-м для фашистов было особенно важно южное. Эшелоны с оружием шли через город к Сталинграду. В ходе операции "Сарненский крест" партизанам предстояло сорвать снабжение вермахта.
"Мины" с огорода.
Сначала Ковпак планировал освободить город. Но к началу операции немцы перебросили к имевшемуся в Сарнах словацкому полку еще несколько эшелонов с бойцами и оружием. Враг хорошо укрепился: в городе стоял многочисленный гарнизон, все подходы были заминированы. Тогда Сидор Артемьевич решил отказаться от штурма и ограничиться подрывом коммуникаций.
Операция была продумана до мелочей. В ночь с 4 на 5 декабря 1942-го несколько партизанских групп взорвали все железнодорожные мосты близ города Сарны. Недостаток взрывчатки партизаны компенсировали хитростью. К уцелевшим опорам мостов партизаны привязали крупные кормовые тыквы. Немцы, наслышанные о происках Ковпака, приняли их за диковинные "мины". Об этом эпизоде сам Сидор Артемьевич упоминает в своей книге "От Путивля до Карпат".
По его словам, местные жители стали очевидцами того, как специальная техническая комиссия фашистов долго изучала "мины" со стороны. Больше двух недель враг боялся подойти к тыквам, опасаясь потерять остатки опор железнодорожных мостов. Об эффективности такого хитрого приема говорят цифры: за 2 недели через Сарны не прошел ни один железнодорожный состав.
Партизаны отошли от города недалеко и продолжали вылазки к Сарнам. Из-за этого немцы смогли полностью восстановить железнодорожное сообщение только через 6 недель! И это в зиму 1942/1943 года, когда во всю шла Сталинградская битва. Сложно сосчитать, сколько эшелонов с оружием недополучил вермахт из-за операции "Сарненский крест". И не последнюю роль в успехе операции сыграла партизанская хитрость с тыквами.
Подпишись.