Найти в Дзене
RuDorogi

Спуск и подъем — кто, когда и кому должен уступить дорогу?

Оглавление

Кто из водителей обязан уступить дорогу при встречном разъезде? Как быстро сориентироваться на спуске или подъеме?

Спуск и подъем в ПДД

Понятие «встречный разъезд» в Правилах дорожного движения не раскрывается. Впрочем, его смысл и так понятен из практических наблюдений. Это ситуация, когда два транспортных средства едут навстречу друг другу – каждое по своей полосе.

Если дорожные условия мешают автомобилям продолжить путь в точке, где они встретились, речь идет о затрудненном встречном разъезде. В этом случае глава 11 ПДД устанавливает очередность действий для каждого участника, которая помогает избежать ДТП.

Пункт 11.7 Правил дорожного движения предписывает уступать дорогу тому водителю, на стороне которого находится препятствие. То есть преимуществом обладает тот автомобилист, на чьей полосе помехи нет.

Это правило действует только для ровных участков местности. На спусках и подъемах очередность проезда будет другой.

Отрезки полотна, на которых есть существенные перепады высот, обозначаются дорожными символами 1.13 и 1.14. Это треугольные знаки с красной окантовкой, где на белом фоне в процентах указана степень уклона. В подобных местах уступить дорогу при встречном разъезде должен тот водитель, который движется вниз.

Остановиться нужно заранее: чтобы автомобилист, который поднимается в гору, имел возможность покинуть свой ряд и объехать преграду. Если же вы движетесь на спуск, и препятствие возникло на вашей полосе, нужно просто притормозить и дождаться, пока встречный транспорт проедет.

Знаки 1.13 и 1.14 могут быть установлены не везде. Если их нет, водитель по закону обязан руководствоваться общими требованиями, даже если ему кажется, что уклон довольно ощутимый. В этом случае, даже если ваша машина движется на подъем, при возникновении помехи на полосе придется остановиться именно вам.

Нестандартные дорожные ситуации

Случаются ситуации, которые не подпадают под положения главы 11 ПДД. Например, узкий проезд может изначально не позволять двум автомобилям разъехаться. Такое часто бывает на придомовых территориях или за городом. Если препятствия на дорожном полотне нет, то и приоритета ни у одного из транспортных средств не окажется.

В черте города подобные недоразумения периодически возникают из-за неправильной парковки машин. Иногда водители располагают свой транспорт на обеих сторонах дороги. В результате проезжая часть сужается слева и справа одновременно. При разъезде в таком месте приоритета у кого-либо из водителей тоже не будет.

-2

В любой спорной ситуации необходимо действовать по взаимной договоренности. Определить, кто именно из автомобилистов проедет первым, проще всего при помощи жестов. Если на улице темно, тогда о том, что вы уступаете дорогу, можно сообщить, используя фары. Просто переключите несколько раз ближний свет на дальний.

Ну и еще один момент: не забывайте про пункт 1.5 Правил дорожного движения. Он подразумевает, что водители не должны создавать опасных ситуаций и обязаны предотвращать возможный ущерб. Поэтому при возникновении сомнений исходите из того, кому после встречного разъезда будет сложнее тронуться. Например, при движении по гололеду можно заранее принять правее, если второй водитель поднимается вверх. Для продолжения движения вам достаточно будет отпустить педаль тормоза, а тот, кто едет в гору, в случае остановки может вообще не суметь сдвинуться с места.

Если на дорожном полотне есть помеха, на обочине иногда устанавливают дорожные знаки 2.6 или 2.7. В этом случае очередность проезда будет очевидной. Просто помните, что красная стрелка всегда означает отсутствие преимущества.

Статья была полезна? Поблагодарите автора лайками =)