В нашей школе нередко поднимается вопрос о платном и бесплатном образовании. Дорого ли отдавать несколько тысяч ежемесячно в частную школу, когда можно учиться "бесплатно" в муниципальной? мы неспроста написали "бесплатно" в кавычках. И бывалые родители знают почему. недавно к нам обратилась мама первоклассницы с вопросом о возможности перевода дочери в дистанционную школу. Мы долго обсуждали особенности обучения детей в обычных и частных школах.
С разрешения мамы первоклассницы мы публикуем ее письмо с рассуждениями о трудностях начала обучения ребенка в школе.
"Моя первая и единственная дочь пошла в первый класс. После «боев» за место в детском саду поступление в школу казалось плевым делом, место ведь все равно найдется. И я честно не напрягалась при подготовке. Вовремя подали документы, купили все необходимое к школе заранее. С базовыми знаниями для школы у дочери тоже все в порядке, а вундеркинда из нее делать не планирую.
Мое негодование начало нарастать сразу же после первого родительского собрания, которое прошло до начала учебы. И с наступлением учебного года оно, увы, только усилилось. Разложу по пунктам моменты, которые меня «напрягают» в обычной муниципальной школе:
1. Родители платят уборщице. Мы должны самостоятельно искать и оплачивать работу уборщице, которая будет поддерживать порядок в классе, потому что в школе не хватает технического персонала. То есть за наши деньги работника найти можно, а за деньги школы не получается? Вроде как раньше уборку могли делать родители, но теперь в связи с коронавирусом нам нельзя входить внутрь школы. И да, оказалось, уборщицу искать не нужно, есть уже одна «на примете» у школы. Родителям просто надо сдать деньги.
2. Родители платят за «материально-техническую базу». Нас поставили перед фактом, что нужно оплачивать покупку воды, одноразовых полотенец, мыла, мела для доски и прочих мелочей, которые понадобятся во время учебы. С этим пунктом я отчасти согласна. НО! Напрягает то, что, когда одна из мам спросила, можно ли ее ребенку носить бутылку воды с собой, учительница сказала, что нельзя! Так как «все дети должны быть в одинаковых условиях, и у нас в классе замечательный бойлер» (читай «все должны платить за воду»). И еще момент с мелом для доски напрягает.
3. Нужно оплатить набор тетрадей. Очень странная ситуация с рабочими тетрадями произошла. На первом же собрании учительница сказала, нужно сдать по 2 тысячи рублей на комплект тетрадей. У школы есть поставщик, который привезет всем одинаковые. Сдать деньги нужно прямо сегодня, лучше прямо сейчас. Мы, конечно, можем купить их самостоятельно. НО! Учительница «не помнит», какие именно тетради нужны и не помнит сколько их будет в наборе. То есть нужно отдать 2000 рублей не понятно за что именно. На мои уточняющие вопросы о тетрадях округляла глаза и восклицала: «Вы что мне не доверяете?». Тетради нужны уже через три дня. Ни состав, ни авторов я не знаю и не могу узнать. Есть ли у меня выбор? Фактически его НЕТ! Хотя учительница делает поправку: «вы можете купить сами» (что, блин, покупать-то?), «а можете вообще не покупать, только как ваш ребенок будет заниматься в обычной тетради, если остальные дети будут с рабочими тетрадями к учебникам?». P.S. Теперь, в конце сентября все тетради выданы. Я знаю авторов и годы выпуска. Стоимость всего набора в магазинах – 1500-1600 рублей.
4. Школьный фотоальбом. Школа в лице классного руководителя активно рекомендует сделать фотосессию у фотографа и заказать фотоальбом. Естественно, у этого фотографа договор со школой, только он может заходить в школу. Заказать нужно самый дорогой вариант из предложенных у него в портфолио. Заказать каждому родителю то, что понравится нельзя, так как фотограф может делать только один вариант на весь класс. Мы просмотрели образцы: качество фото среднее, составление коллажа – будто школьник только что сел осваивать фотошоп. Сначала на такие условия согласились только 7 родителей из 38. Но потом учительница провела разъяснительные беседы с каждым. В итоге альбомы будут у 22 человек.
5. День учителя. Тут вроде бы все понятно: праздник, надо что-то подарить. Я не против. Но возмущает отношение к подарку некоторых родителей: «детей в классе много, нагрузка большая, давайте скинемся побольше». Что? Мы платим за нагрузку или делаем подарок? Такое ощущение, что многие родители сами поддерживают поборы. Еще мне не очень нравится идея дарить деньги в конверте. Это обычная практика в школах? Дарить учителю деньги? В родительском чате идут споры о том, сколько подарить. Разброс от 5 до 20 тысяч. Может это мое личное предпочтение, но я не люблю деньги в подарок. Исключение – свадьбы.
Есть еще множество мелких моментов, которые мне не нравятся. Например, необходимость покупать форму для физкультуры с символикой школы. Попытки школы убедить нас в том, что бесплатные обеды – их подарок, а не решение президента. Одна из мам пыталась уточнить, что в меню, на что ей ответили: «здоровое полноценное питание, если вашему ребенку не нравится, пусть не ест». Это «полноценное» питание – обычное столовское. Там глютен, молочка и сахар. Моей-то дочери все можно, но вдруг кому-то нельзя?
У меня как у «новичка» в мире школьного родительства много негодования. Но те, кто опытнее, как-то более спокойно относятся ко всем описанным выше моментам. К какой категории относитесь вы: «новичок» или «бывалый»?