Я люблю играть в стратегии. В особенности разработанные и/или созданные Paradox Interactive. Поэтому, когда в Эпик Геймс раздавалась EU4 я её взял.
Игра Europa Universalis IV была разработана головной студией Paradox - Paradox Development Studio из Стокгольма в 2013 году, а на данный момент разработкой новых версий занимается новое подразделение Paradox - Paradox Tinto из Барселоны, созданное в разгар пандемии COVID-19.
Несмотря на то, что игре уже 8 лет, у неё нет официального русского языка. Но русификатор уже есть. И для Стимовской версии и для EGS. Русификатор для игры, приобретённой в ЕГС можно скачать с официального портала модов Paradox. Там будет переведено, всё что возможно перевести в игре.
EU4 - это как HOI4, но только про Средневековье. Игроки советуют начинать играть с Византии, а некоторые вообще с Москвы. Я решил играть за Москву. Без русификатора, ввиду того, что я не в совершенстве знаю английский играть было трудновато. Но с ним я пришёл в осознание своих действий в игре. Позже я решил завоевать Орду, объявив ей войну. Воевать против Орды было легко. Войска полуавтоматически завоёвывали большую часть Орды, а после я решил отвоевать Новгород. Воевать против Новгорода - это лишиться пол Москвы в этой игре. Захваченные провинции Новгород возвращает назад, даже если боевой дух войска на максимуме. В общем, сильное государство - Новгород.
Не менее интересны маленькие государства на территории современной России - например, Ростов (в нынешней Ярославской области, а не на Дону) поможет вам в ваших завоеваниях. Тверь не любит воевать в этой игре, поэтому её поведение походит на нейтральное. Но Тверь может воевать против Новгорода, возможно это связано с тем, что Торжок и Вышний Волочёк сейчас входят в Тверскую область. Эти мелкие государства очень похожи на города-государства из Шестой Цивы.
Также Новгородское княжество является крупнейшим государством в Восточной Европе после Литовского Княжества.
Для любых двусторонних отношений с государствами нужны дипломаты, как и для войны без штрафа нужен Casus belli (повод для войны в римском праве).
Перейдём к мирным действиям. Для улучшения и укрепления отношений можно выдать наследника(цу) за наследника(цу) другого государства. Мелкие государства на это соглашаются, и если государь согласится на брак, риск внезапной войны будет понижен.
Большое отличие от Цивилизации 6 - в игре нет победы. Игрок проигрывает, если нация исчезнет, либо территория страны аннексируется другим государством.
А на этом пока всё! Подпишитесь на мой Дзен, ТикТок, Твич, группу ВКонтакте, Телеграм-канал и Дискорд-сервер.