Найти в Дзене
Путь Востока.

Иранское досье сегодня. Тегеран - Баку - Тель -Авив - Анкара -Москва.

При всей медийной активности вокруг Ирана, страна в восприятии большинства аналитиков - "страна загадка".

В первую очередь это связано с закрытостью иранского общества. С другой стороны мы все помним, что после исламской революции лидеры Ирана обозначили двух врагов, двух "шайтанов", США и СССР. Если с США всё понятно, то в отношении России полной ясности нет. В своё время (в 2014 году) в России были анонсированы большие проекты с Ираном в ответ на введённые санкции, но осязаемых результатов пока не видно. Речь шла о строительстве железных дорог и о многом другом, где все эти проекты? Давайте разберёмся.

Приступая к данному вопросу аналитику открываются широкие перспективы для оценки ситуации! 17 мая 2018 г. иранская сторона подписала временное соглашение сроком на три года о зоне свободной торговли (ЗСТ), которое вступило в силу 27 октября 2019 г. До 27 октября этого года должен быть решёно вопрос о полноценном участии Ирана в ЕАЭС (организация Евроазиатского экономического сотрудничества де факто с Россией во главе). И вот тут, как говорится "во всей красе", выплывает фактор Израиля. Дело в том, что Израиль и сам готов подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС, что по сути ставит организацию перед выбором. Иран или Израиль? Самое интересное в этом вопросе то, что Иран исторически не ориентирован на своих северных соседей ни политически ни экономически.

Зона политических и экономических интересов Ирана лежит в Персидском заливе и на "большом" Ближнем Востоке. Но ситуация с санкциями, послужила переориентации Ирана в сторону ЕАЭС, поскольку в перспективе эта организация может создать собственный валютный союз, что нивелирует санкции США до минимальных значений. И ещё важный вопрос. Европейский союз не имеет столь критического отношения к иранской ядерной программе, как США и Израиль, следовательно иранские товары, скорее всего смогут попадать через рынок ЕАЭС в ЕС, это касается прежде всего энергетического сырья, т.е. нефти. Хотя тут кроется конкурентная проблематика. Россия не собирается уступать Ирану свои доли на нефтегазовом рынке, пост - советского пространства и ЕС.

Назвать российско - иранские экономические отношения сколь нибудь продвинутыми нельзя. Индикатором развития отношений является транспортно - торговая логистическая система между двумя странами, о которой много сказано но мало сделано. При наличии общего морского пути, страны ЕАЭС и Иран не имеют развитой системы транспортных путей и контейнерных морских перевозок. И это говорит о многом. Все контакты с Ираном и идут с оглядкой на Запад и на Израиль.

У Ирана не только проблемы с Израилем, которые можно оставить за рамками данной статьи, поскольку эти проблемы не носят объективного характера. Конфликт Ирана и Израиля это скорее манифестация идеологической повестки дня Ирана, его стержневая опора в фундаменте шиитской идеологии руководства Исламской республики. Главный вопрос у Ирана сейчас с Турцией, которая становится главным актором во всех действиях политического и военного характера на Ближнем Востоке.

Союз Анкары и Баку, создал стратегический охват Ирана с севера. Турки вообще последнее время мастерски ведут стратегические игры, охватывая Израиль в Ливии, Иран с помощью Азербайджана, а Россию с помощью Украины. Хотя руководство Ирана ведёт постоянные консультации с Анкарой на уровне МИДов, естественных противоречий это не снимает. Иран в исламском мире - религиозное меньшинство. Турция метит на то, чтобы возглавить суннитский мир (умму), что выглядит пока весьма умозрительно, хотя ось Анкара - Баку - Исламабад, не может не тревожить Тегеран. Ведь эта ось пролегает по зоне жизненно важных интересов Ирана, затрагивая его тюркское население. Всё это создаёт линию напряжения Анкара - Тегеран, если иметь ввиду пантюркизм Турции.

Недавнее "довооружение" Баку с помощью Израиля, а также поставка двух истребителей F - 35 в Азербайджан (информация требует подтверждения), создало реальное предположение у руководства Ирана о том, что Баку не прочь поддержать Тель Авив в предполагаемых ударах по иранским ядерным объектам. У самого Азербайджана с Ираном не простые отношения, от подозрения Тегерана в отношении поддержки Азербайджаном тюркского сепаратизма, до двойственном поведении Ирана вокруг карабахского конфликта, в первой войне Иран направил на помощь Азербайджану бойцов корпуса исламской революции, а в недавнем конфликте Иран открыл границу с Арменией для поддержки её военной логистики, чем весьма разозлил Баку.

Несмотря на то, что Иран заинтересован в стабильности на Южном Кавказе, он заинтересован в использовании ситуации с Карабахом для давления на Баку. Буквально перед новостью об израильско - азербайджанских военных контактах, президент Азербайджана Алиев побывал в Москве, которая также имеет тесные и противоречивые контакты с Тель Авивом и скорее всего обсуждал и согласовывал действия двух стран, в случае реального военного столкновения с Ираном. Оценка иранской истории последних времён, показывает, что руководство исламской республики всегда ставить политические и идеологические цели на первое место. Потому Тегеран сложно напугать, экономическими неурядицами и срывом вступления в ЕАЭС, в случае военного конфликта с Азербайджаном. А вот для Баку поддержка Армении Ираном, может стать неприятным сюрпризом. При этом Тегеран имеет отличные контакты с представителями армянского лобби в российский властных структурах.

Заканчивая публикацию стоит сказать о нижеследующем. Иранское досье сегодня это слепок с противоречивой картины современного мира. когда рвутся привычные связи, рушатся союзы при этом новые союзы оказываются временными и противоречивыми, легковесными и ни к чему не обязывающими. Ситуация вокруг Ирана скорее всего будет развиваться в ключе общеисторического развития, когда ни Россия ни Турция не станут в конце концов стратегическими союзниками Ирана или даже долговременными партнёрами. Скорее всего отношения будут складывать в форме прагматичного партнёрства во взаимовыгодных вопросах и жёсткого противостояния по исторически сложившимся линиям напряжения. Таким образом можно прогнозировать новую битву за Кавказ, со стороны России, Ирана и Турции. И тут всё будет зависеть от искусства дипломатии и умелого объединения военных и политических потенциалов сторон с временными или постоянными союзниками.