.
.
.
Одно ли и то же капитализм и либерализм? Эти понятия не следует смешивать, хотя и не следует слишком различать, в виду их несомненной связи. Но все таки, это разные категории. Капитализм это прежде всего производство, когда как либерализм (, кстати, появившийся еще до развитого капитализма) это рынок. Можно так же сказать, хотя и не понимая эти слова буквально, что капитализм все покупает. Либерализм же все продает. Либерализм готов продать все, (картину художника, честь, пол, прошлое и идентичность человека) , капитализм же все готов купить. Не только рабочую силу, не только журналиста, не только песок, кирпичи, хлопок, нефть, или золото, но и живого классика, и литературу. Например, Джека Лондона, хотя это не значит, что Лондон продался. Просто капитализм покупает классиков ,что бы они не совершили какой -нибудь переворот в обществе . Еще, потому, что капитализму классики нужны, как нужно капитализму и искусство, и история, (почему, об этом ниже.) Либерализму же не нужны классики, либерализму нужны журналисты, им нужна политика а не история, рыночная цивилизация , а не культура. Капитализм явление государственное, стремящееся преодолеть себя в рамках расширения государственного же капитала переходящего в капитал мировой, именно в этом смысле капитализм стремится не к глобализму, а лишь к империализму. Либерализм же стремится к глобализму, в котором все границы меж государствами, (если не их разница) стираются. Глобализм все обезличивает, что не скажешь даже о самом мировом "империализме", сохраняющем хотя бы врожденное, онтологическое неравенство меж людьми и ценностными, или культурными рангами, а так же, меж национальными формами или особенностями того, или иного государственного строя . Глобализм и империализм опять же различаются как мировой рынок, и мировое производство, хотя и будучи связанными. Империализм есть воля к мировому производству, (или воля к мировой власти посредством производства и прибыли) не больше того, хотя и не меньше, и в этом смысле, капитализм, как формация государственная , (или даже скорее "метагосудартвенная") и либерализм, стремящийся государство отринуть, не так и совместимы, об этом кстати иногда писали философы и социологи, об этом же говорит и нынешняя ситуация в России, даже не смотря на неразвитость российского капитализма. Либерализм же, как было замечено, стремится к глобализму . К глобальному рынку. Что такое капитализм, в чем он бесчеловечен? Даже, не в в своей эксплуатации , да и не об этом писал Маркс. Весь Маркс о другом., хотя и об этом тоже . Маркс понимал сущность капитализма и его бесчеловечность, в том, что власть социума - выкачивает из человека его духовный и энергетический ресурс в обмен на деньги , как разменную монету или обратную сторону отчуждения человека в форме его же физического выживания в мире. В этом и состоит античеловечность капитализма , в невозможности духовно человеку спастись , в виду того, что духовная энергия человека служит Дьяволу, или вампиричному Золотому Тельцу, выкачивающему из человека энергию взамен за хлеб его насущный. По Марксу же, социализм и есть тот строй, в котором отчуждение труда преодолевается творчеством, а условия труда становятся человечными ,само время освобождается для развития человека, развивается же человек для вечного. Можно всю жизнь тупо стоять у станка, клеить какие -нибудь коробочки, или собирать хлопок. По Марксу же, обычный рабочий , может стать и великим композитором при социализме, ибо у него будет время и средства заниматься музыкой. В то же время, лишь при социализме , не рынок будет диктовать, или навязывать свою волю производителю, (как происходит это сейчас) а настоящие человеческие нужды. Капитализм просто не человечен, но еще не чудовищен. Либерализм же уже чудовищен, в виду того, что либерализм уничтожает все, и пол, и понятие любви, и понятие родины, их предельно релятивизируя. Уничтожает либерализм и производство, подчиняя его искусственным нуждам рынка. Чудовищность либерализма и есть род извращения гуманизма, и человечности, потерявшей свои космические, или духовные истоки. Бесчеловечность же капитализма , состоит в принципе физического выживания в обездушенном капиталом, мире. Такова эта разница, если конечно выразить ее не развернуто, а на уровне самых общих, философских тезисов, или сущностных понятий, если не определяющих , то освещающих эту разницу, даже не смотря на их историческую обратимость и несомненную связь.
...Ради объективности, следует отметить, что демократия (говорящая о свободе слова) и либерализм, так же, не вполне одно и то же . Демократия, ставит свободу мнения человека во главу угла, либерализм же , так же исходящий из свободы, в итоге извращает само это понятие свободы. Либерализм труднее назвать бесчеловечным, (например, либералы борются за права обездоленных и отверженных), но его можно скорее назвать чудовищным., в виду того, что все высокое, красивое, и благородное ставится либерализмом под сомнение, (как форма неравенства людей от Бога, в мире, где кто то красивее , или умнее другого, что и печалит либералов), но в итоге это ведет к власти одного уродства и убожества, к пошлости масс медиа, и поп культуры. Чистый капитализм по сути бесчеловечен, но он хотя бы, не культивировал никогда уродство. Более того, более "ханжеский" и консервативный капитализм стремился уродство замаскировать культурой, (Малером и Бальзаком, в том числе.) Только при социализме - человек может обрести свободу, как свою неотчужденную истину, настоящую культуру ,или достойный, благородный труд.
Но как скоро поймут, или дорастут до этого люди, другой вопрос.
ПОЧЕМУ, КАПИТАЛИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ НЕСКОЛЬКО РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ
12 октября 202112 окт 2021
483
4 мин