Найти тему

Дивные птицы гнезда Сергиева

«Не может град укрытися верху горы стоя».

(Мф. 5: 14)

Не скрыть цветка благоухающего и в дикой траве: его найдут по струящемуся вокруг аромату. Так не мог укрыться в дремучем лесу и преподобный Сергий. Далеко разносилось благоухание его святой жизни. Сердцем ощутили это благоухание люди, имевшие, по выражению святителя Филарета, очищенное чувство духовное, или, по крайней мере, ищущие очищения. А скорбные обстоятельства того времени: татарское иго, внутренние неурядицы — всё это располагало такие души бежать из мира в дебри пустынные, благо там нашелся благодатный муж, способный утолить жажду души, зажечь и поддержать в ней тот огонек, при свете и теплоте которого подъемлется всякое жизненное бремя и становится легким благое иго Христово.

-2

Однажды глубоким вечером преподобный Сергий совершал свое обычное молитвенное правило и был весь погружен в сердечную молитву за своих духовных чад. Вдруг он услышал голос, звавший его по имени: «Сергий!» Удивился преподобный столь необычному в ночной тишине зову. Сотворив молитву, он открыл оконце кельи и увидел дивное видение: в высоте небес сиял чудный свет, так что стало светлее дня, а неведомый голос вновь обратился к нему: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом — видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И преподобный увидел множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных; они летали по всему монастырю и вокруг его ограды и пели несказанно — сладостно… А таинственный голос с высоты небес произнес: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены различными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!»

-3

И подлинно, подобно птицам небесным, умножились ученики и подражатели преподобного Сергия, причем одни из них остались в гнезде своем, в родной своей обители Троицкой, другие разлетелись по разным сторонам и концам земли Русской, всюду стараясь верно сохранять духовные заветы своего великого аввы Сергия и следовать по его стопам в иноческих подвигах. И всюду, так или иначе, они славили имя его, которое прославилось далеко за пределами Отечества.

-4

Протекшие со дня блаженной кончины преподобного 500 лет были временем постепенного возрастания этой славы, которой не искал сам смиренный основатель обители, устроенной им во славу Пресвятой Троицы. Слава пришла к нему от Бога, дивного во святых Своих и прославляющего их. Прославились в течение этого времени и многие имена учеников преподобного Сергия. Велико значение подвига как самого преподобного, так и подвигов его учеников, а также основанных аввой Сергием и его чадами обителей.

-5

Если окинуть взором русские земли, то увидится дивная картина: духовное наследство великого Радонежского подвижника в виде благодатных огоньков духовной жизни — монастырей и сегодня теплится по всей Руси.

В тихих пустынях, в дремучих лесах и дебрях витали святые подвижники. Там протекала их равноангельная жизнь, вся посвященная подвигам духовного самоиспытания и очищения сердца, вся устремленная к Богу и вечности… И стояние нашего Отечества в православной вере, несмотря на обуревающие треволнения, зиждется на подвиге сих, бежавших от мира, великих в своем смирении носителей духа Христова: они, как благодатные светильники, по всей Руси зажигали тот небесный огонь, который называется жизнью духовной, везде пробуждали и поднимали дух человеческий, привлекая к Богу сердца людские своим примером и молитвой.

-6

У них учился наш народ, как надо жить по-Божьи, служить Богу в доброй христианской совести и любить ближнего истинной смиренной любовью. Напрасно укрывались от народа смиренные отцы в глубину лесов и непроходимых болот. Народ везде находил их, а любовь к ближнему, несмотря на глубокое смиренномудрие, не позволяла им отказывать приходящим в слове назидания и утешения и побуждала делиться с ними сокровищами своего опыта духовного.

-7

Велик был монашеский подвиг сих избранников Божиих и сам по себе; но велико было и служение их Церкви и обществу как избранных орудий Промысла Божия. Каково же было их смирение, когда им и на ум не приходило, что они совершают великое дело Божие, и в их видимой немощи столь очевидно совершается всемогущая сила Господа Бога.

-8

Прежде всех пришел к преподобному некто Василий, за свое строгое воздержание прозванный Сухим. Другим учеником и сподвижником Сергия стал простолюдин, земледелец Иаков. Сохранились имена еще двух учеников, пришедших к преподобному Сергию в числе самых первых, — это Онисим, диакон, и Елисей, отец с сыном, земляки святого. Онисим был вратарем, а Иаков рассыльным. Год спустя к братству присоединился игумен Митрофан, уже старец, проживший немного под кровом преподобного и первым отошедший ко Господу в Сергиевой обители. В 1357 году пришел к авве Сергию архимандрит Симон, оставивший в Смоленске свое настоятельство и ставший послушником преподобного. Он был участником дивного ночного видения святого Сергия, когда Господь даровал ему откровение о будущей судьбе его духовного потомства…

Учениками преподобного Сергия основано около 40 монастырей. Из них вышли основатели еще более 50 обителей.

-9

Преподобный Авраамий Галицкий трудился в Радонежской обители в хлебне и поварне. С благословения аввы Сергия удалился в дикую тогда сторону Галицкую, где основал четыре обители. Одна из них — монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Павел Обнорский был на послушании у отца Сергия более 15 лет и с его благословения удалился в Комельские леса. Поначалу жил три года в дупле старой липы. Затем устроил себе келью на реке Нурме. Памятуя заветы духовного наставника, он основал монастырь во имя Живоначальной Троицы, испросив благословения у митрополита Фотия.

В четырех верстах от пустынного жилища преподобного Павла подвизался его друг и духовный отец — преподобный Сергий Нуромский. Родом грек, он пришел в Радонеж к преподобному Сергию с Афонской Горы. По благословению Сергия основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня (ныне Вологодская область).

Преподобный Сильвестр Обнорский основал обитель Воскресения Христова на реке Обноре в Ярославской земле.

Святитель Алексий испросил у преподобного Сергия Радонежского его ученика Андроника для устроения обители Всемилостивого Спаса на реке Яузе в семи верстах от Московского кремля. Под руководством преподобного Андроника здесь воспитывались его преемник преподобный Савва и знаменитые иконописцы преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный.

-10

Преподобный Мефодий Пешношский, прожив несколько лет в обители отче Сергия, удалился в глушь дубового леса за реку Яхрому. Его келья стояла среди болот. Преподобный Сергий посоветовал ему построить обитель на более сухом месте. На месте, благословленном аввой Сергием, и теперь стоит Пешношская обитель.

Преподобный Феодор — племянник и ученик святого Сергия — основал Московский Симонов монастырь (около 1370 года). Впоследствии был архиепископом в Ростове.

-11

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

Около 1373 года князь Владимир Андреевич Храбрый, основатель Серпухова, пожелал устроить иноческую обитель. Благословить это место прибыл сам преподобный Сергий с учеником Афанасием. Первым игуменом Серпуховского Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий Высоцкий.

-12

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Московская область

Савва Сторожевский по кончине святого Сергия шесть лет управлял Троицкой обителью; в 1398 году по желанию Звенигородского князя Юрия Дмитриевича он основал на горе Стороже близ Звенигорода монастырь во имя Рождества Богородицы.

-13

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома

Никита Костромской, ученик преподобного Сергия Радонежского, за долгую жизнь подвизался во многих местах. Его называют Никита Радонежский, Никита Серпуховский, Никита Боровский. В начале 1420-х годов по завещанию своего наставника он ушел на север и вблизи Костромы основал Богоявленский мужской монастырь, которым руководил в течение 24 лет. В 60-е годы XIX века обитель стала женской и получила наименование Богоявленско-Анастасиин женский монастырь г. Костромы.

-14

Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область

Преподобные Кирилл и Ферапонт, иноки Московского Симонова монастыря, пользовались духовными советами преподобного Сергия. По истечении времени, уже после ухода из жизни святого Сергия, Кирилл услышал глас: «Выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там уготовлено тебе место». Туда и отправились они вместе с Ферапонтом и поселились в небольшой келье в том месте, где позже образуется Кирилло-Белозерский монастырь. Вскоре Ферапонт покинул Кирилла и в 15 верстах от него основал обитель — в будущем Ферапонтов Белозерский монастырь.

-15

В Кирилло-Белозерском монастыре подвизался инок Савватий. Узнав, что на острове Валаам есть обитель, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Душа его возликовала, когда он узнал, что в море есть необитаемый, неудобный для сообщения Соловецкий остров. Это ему подтвердил инок Герман, живший в часовне на реке Выге. Заготовив лодку и припасы, они отплыли на остров. Водрузили крест, соорудили келью. Через несколько лет Герман ушел на Онегу, и Савватий остался на острове один. После кончины Савватия на остров прибыл инок Зосима вместе с Германом. Они начали устроение келий — так было положено начало Соловецкой обители.

Это лишь некоторые из тех святых душ человеческих, которые зажег своей верой преподобный Сергий, которые оставили всё и пришли в его обитель, чтобы стать учениками. Их жития светят нам и поныне, как звезды неба церковного, и мы не только удивляемся их подвигам, но и чувствуем в своем сердце тайное влечение хотя в некой малой мере проводить в свою жизнь те спасительные правила, которыми они жили, идти, по мере сил, тем путем, которым они шли.

-16

Неутомимый труженик преподобный Сергий своим авторитетом фактически создал всё северорусское монашество и придал ему новый облик. В глухих лесах, на берегах рек и островах сперва он сам, а затем и его ученики создавали новые обители. Со второй половины XIV до середины XV века русское монашество перестало быть городским и превратилось в «Северную Фиваиду». Исключительная заслуга игумена земли Русской в том, что для него не существовало мест, неприспособленных к подвижничеству. Своим подвигом преподобный Сергий Радонежский заложил основу новой картины мира: он не ограничивал свой подвиг Троицкой обителью, а рассматривал всю Русь как место, где можно проповедовать иноческие идеалы и жизнь по Евангелию.

Молитвами преподобного Сергия и всех святых угодников Божиих, стопами его шествовавших, Господи Иисусе Христе, настави и нас на путь спасительный.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке текста использовались материалы:

  • Троицкий патерик. — Москва: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006.
  • Московские епархиальные ведомости, № 9–10, 2014.
-17

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU >>