Ответы на самые распространенные вопросы о популярном стиле кунг-фу. Коротко об авторе:
Никифоров Владимир Борисович.
С 1994 по 2012 - практиковал вьетнамский Вин Чунь линии мастера Хвинь Нгок Ана.
С 2012 по настоящее время - практикует гонконговский Вин Чунь линии мастера Чу Шонг Тина.
Руководитель регионального отделения Международной профессиональной школы Вин Чунь "Стихия". 3 мастерский уровень.
Образование: СПбГУФК (ННФ) им. П. Ф. Лесгафта. Педагог высшей категории.
1. Связано ли происхождение Вин Чунь со стилем Белого Журавля?
Вопрос непростой, документов, прямо подтверждающих эту версию, нет. Есть версии происхождения стиля, связывающие его с Белым Журавлём. По одной из них создательница Вин Чунь - дочь минского генерала Люй Сэйлян, известная как монахиня У Мэй ("Пять Слив"). Она нашла прибежище в монастыре Байхэсы ("Обитель Белого Журавля") в горах Далянь, на границе провинций Юннань и Сычуань. Её ученицей была дочь продавца тофу по имени Ян Юнчунь (Ян "Поющая Весна"). Муж Ян Юнчунь, торговец солью из Шаньси Лян Бочоу, изучил технику своей жены и открыл свою школу на севере Гуаньдуна, в деревне Наньсянь. В память о жене он назвал свою школу "Вин Чунь куен" ("кулак Поющей Весны").
Также у учителя отца Ян Юнчунь - Ян Эра был свой наставник Мяо Шунь ("Бессмертная Кошка"). На основе эмэйского стиля шиэрцзя ("двенадцать застав") и техники гуаньсийского Байхэ цюань ("кулак Белого Журавля") он создал медитативную форму Сяо Нань Тоу, Сиу Ним Тао ("малая идея"), которая является основой Вин Чунь.
Другой "базовой" для Винь Чун школой называют Юн чунь Байхэ цюань ("кулак Белого Журавля уезда Юнчунь"). Традиционный для Байхэ цюань сброс силы методом "встряхивающейся собаки" мог быть заменен на более привычный гуаньдунцам резкий "складывающийся" импульс.
Какая из версий наиболее верная - неизвестно.
Вин Чунь возник не на пустом месте, из одного лишь созерцания боя журавля со змеей (или лисицей).
Вероятнее всего, Вин Чунь не возник в одночасье из какой-то одной конкретной школы, а представляет собой собрание из множества стилей. Вин Чунь имеет свои параллели в Тайцзицюань, И цюань, Танланцюань.
2. К каким стилям боевых искусств сегодня ближе всего Вин Чунь?
Есть стили, использующие похожую манеру и принципы Вин Чунь. Например, в Вин Чунь из деревни Гулао бой ведется в манере, довольно напоминающей стиль "южного богомола". Легендарный окинавский мастер Мотобу Тёки учил - "В каратэ есть только один секретный принцип. Суть его в том, чтобы защищать и атаковать центр человеческого тела." и "Используй приёмы, соединяющие в одном движении защиту и контратаку" - это прямая параллель с Вин Чунь.
Также филиппинский Арнис и индонезийский Силат содержат много схожих элементов.В Годзю рю и Уэчи рю есть сходства в стойках и упражнениях стиля Вин Чунь. Так что Вин Чунь ближе всего к традиционным стилям, практикующим бой на ближней дитанции.
3. Есть ли принципиальные отличия между разными стилями Вин Чунь?
Принципиальных различий нет. Все линии используют сходный набор принципов. А вот реализация этих принципов часто различается. Поэтому мы видим часто внешне непохожие стили Вин Чунь.
Тут как и в карате, мастера говорят, что карате едино, но по факту мы видим много различий в школах карате.
4. Работают ли в реальном бою «липкие руки»?
Чи сао «липкие руки» это упражнение для тренировки определённых навыков. Оно выставляет сухожильно-связочный каркас тела (структуру), тренирует тактильные рефлексы, учит чувствовать и управлять балансом противника в ближнем бою, учит вкладывать массу тела в атаки и защиты при жёстком давлении противника. В бою используется не само упражнение чи сао, а те навыки, которые мы этим упражнением натренировали. Упражнения, подобные чи сао, есть и в Годзю рю, и в Тайцзи цюань и в других стилях. Но никто же не говорит, что они этими упражнениями дерутся. Дерутся не упражнениями, а техникой, которая с помощью чи сао стала сильнее и надёжнее.
5. Почему спортивные поединки по Вин Чунь не демонстрируют всего богатства техники?
Это проблема всех старых стилей, которые изначально не были спортом. Формат спорта ставит ограничения на применяемую технику и условия её применения. И как итог, боец учит не весь арсенал своего стиля, а лишь тот, который разрешён правилами, продиктованный наличием экипировки и размерами площадки для боя. Тем более Вин Чунь и его тактика создавался совсем для иных условий. А на спортивном соревновании превалирует тактика маневренного боя, и она требует соответствующей техники, которая отличается от арсенала Вин Чунь. В итоге - мы на турнирах видим часто не Вин Чунь, а плохой кикбоксинг.
6.Готовите ли Вы своих учеников к спортивным состязаниям?
Специально не готовим. Но наши ученики участвуют в турнирах по туйшоу, контактному чи сао.
7. Есть ли в Вин Чунь боковые удары?
Есть такие удары в базе стиля и его формальных упражнениях.
Из-за специфики стиля эти удары применяются реже, чем прямые удары. Также чаще, чем боковые удары кулаками, используются локти. И сами боковые удары применяются часто после захватов и перекрытия рук противника.
Есть соревнования по Вин Чунь, где запрещены боковые удары, но, на мой взгляд, это обедняет арсенал стиля и учит не замечать эти удары от представителей других стилей.
8. Какие требования предъявляет Вин Чунь к
занимающимся?
Желание заниматься и постоянство в практике.
Это главное, остальное придёт в процессе тренировок. Даже при сложностях со здоровьем усердная практика и правильная техника поможет их скомпенсировать.
9. Есть ли в Вин Чун стержневое таолу, вокруг которого строится техника школы?
Есть такое тао. Если в карате это ката Санчин, то в Вин Чунь это Сиу Ним Тао. В гонконговской линии Вин Чунь есть три тао без оружия (Сиу Ним Тао, Чам кью, Биу цзи). До первой половины 19 века все эти три формы были одним длинным тао. Впоследствии мастер Леунг Лан Квай разделил это тао на три составляющие для улучшения практики их освоения.
И с тех пор первая форма Сиу Ним Тао стала стержневым тао.
Принципы выставления структуры, механика работы суставов, правильные векторы и углы приложения силы, расслабление мышц и концентрация духа-разума - всё это выставляет Сиу Ним Тао.
Она является тем стержнем, на котором строится вся система Вин Чунь.