С творчеством Анны Старобинец я рискнула познакомиться после обзора Даши Чиляковой, понятия не имею, кто такая. Даша обозревала современный отечественный ужас, а мы с Ваоном как раз говорили по поводу страшно или нестрашно мы пишем. Потому как Кровавый слон и хотелось быть страшными настолько, чтоб никого не бояться. Ну, мы — старые перцы и к вопросу подходим с позиций сначала людей посмотреть, потом себя показывать.
Вот так я и получила от товарища по несчастью эту статью. Анну там хвалили и рекомендовали роман «Убежище 3/9». Что-что, а называть Анна умеет. Она и писать умеет. Легко у нее все выходит, особенно втянуть в свои миры. А вот дальше… А дальше мы получаем, ну, наверное, как у всех. Ты либо ЦА подобного, либо нафиг-нафиг. Спойлерить не буду. Вдруг кто-то кинется читать, но даже прочитав краткий пересказ от Даши, я вообще ничего не поняла, главное, совершенно не запомнила. Поэтому читала, как впервые.
Выводы были неоднозначны настолько, что я еще на один роман осмелилась. Об этом позже.
Убежище мне не понравилось. Не понравилось закосом под все, что уже собрало читательское внимание. В романе Анны Кинг катается по земле в схватке с Гейманом, пинают Петросян и пытаются зацепить манеру искажать вкривь и вкось отечественный фольклор.
Мы имеем героя — ребенка в непростых физиологических обстоятельствах. Мы оказываемся в слоях временных и пространственных, которых здесь не меньше, чем указанных на пачке с дешевым слоеным тестом из «Монетки». Мы имеем чуток завуалированной политоты, кучу грязи человеческих отношений, смакование подробностей насилия и эротических переживаний и крутой замес из «Страны радости» Кинга с фантасмагориями Лунопарка, осовремениванием героев русских сказок, что нам и здесь регулярно подсовывают пытливые авторы в славянское фэнтези, и кухонные драмы: изменяющие мужья, ненавидящие родителей, взрослые дочери, но идущие к ним за денюжкой, когда жаренный петух и все такое…
Но при этом сюжет не стоит на месте, героев много, все они увязаны родственными связями, перевоплощениями или аллюзиями. События несут в водоворот, манера повествования ловко переключается, ей словно жонглируют, как булавами, балансируя на читательском внимании. Анна имеет хорошие снасти, у нее целый ворох крючков и блесен, чтоб ловить наивного читателя и тянуть его время.
В итоге, осталось полная каша от сюжета, я даже пересказать его на прогулке сестре не рискнула. Было бы: «Ты напилась, чо ли?» Еще осталось ощущение гадливости от прочитанного. Тут я была весьма озадаченна и даже размышляла на тему, почему описание эротических сцен у писательниц более отвратительное, чем у писателей. Это я, конечно, по читательскому опыту сужу. Но вот этот изощренно-извращенный подход к подаче половых сцен просто в плане эмоционального воздействия зашкаливает. Как-то в мужской интерпретации мне все подобное было легче выносить. Здесь же картинка победнее, а воздействие прямо до «спасите, насилуют уже прямо меня, буквами, в мозг». И не сказать, чтоб это было важно и нужно для донесения идеи книги. Оно там просто так. Вот убери, на сюжет не повлияет. Совсем. Просто, наверное, как часть эстетики ужасов. Но оно и не страшно, сами понимаете, ничего страшного нет в пошловатом изложении кроме его собственной сути. Не пугает оно, оно вызывает омерзение. Вопрос, зачем? Ответ приходит сам собой. Не для читателя это. Это что-то внутренне авторское, потребность какая-то.
Убедиться я в этом смогла, когда прочла «Переходный возраст». Ну это просто примитивно: грязно поданые эротические переживания девочки-подростка, физиологические подробности болезненности тела при умственной отсталости мальчика-подростка, инцест… равнодушие близких взрослых как данность, беспричинная, без объяснений, типа так у всех.
На этом я успокоилась и решала, что в июле 2018 года что-то просто пошло не так. А именно: в июле 2018 года стала лауреатом премии Европейского общества научной фантастики ESFS в номинации «Лучший писатель». Надо что-то менять в ESFS.
Резюме: Убежище советую. Прочтите, посмотрите, как автор ловко обходится с читательским вниманием. Все читерские приемчики видны, можно и поучиться. Узнайте, за что премии дают. Ну, еще вроде как у автора активная позиция по Крыму как раз была. И судьба нелегкая, но это, конечно, вовсе не имеет отношения к победе и не влияет на мнение ESFS. Вообще никак. Нисколечко)))
Автор: Виктория
Источник: http://litclubbs.ru/posts/4272-anna-starobinec-chitat-ili-v-topku.html
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
#убежище #Анна старобинец #рецензия #книга #читать #Отзыв