Имя канадского фантаста Роберта Сойера уже давно время от времени попадалось мне на глаза, но до знакомства с его творчеством все как-то дело не доходило. И вот наконец я добрался до него и прочитал дебютный роман Сойера, «Золотое руно».
Как аргонавты в старину,
Родной покинув дом,
Плывём, тум-тум, тум-тум, тум-тум,
За Золотым Руном
Знакомые всем (ну или, по крайней мере, многим) строки. В роли «Арго» в романе… «Арго» - огромный звездолет, построенный и снаряженный объединенными усилиями человечества, в роли аргонавтов — десять тысяч человек, лучшие из лучших, научно-исследовательский экипаж, отправляющийся на Колхиду (куда же еще!), планету, обращающуюся вокруг Эты Цефея. Сорок семь световых лет, четыре года субъективного времени в одну сторону — на корабле. На Земле же — больше века.
Управляет кораблем, само собой, Язон. Квантовый компьютер, искусственный интеллект новейшего поколения, всевидящее заботливое око. Собственно, повествование идет от его лица, и потому мы с самого начала знаем (нет, это не спойлер, а буквально первые же строчки и страницы романа), что догадавшуюся о чем-то женщину-астрофизика убил именно он, мощный искусственный интеллект Язон. Почему? О чем она догадалась? Вот тут-то уже и начинается интрига…
В общем так, мальчики и девочки. «Золотое руно» - это настоящая, хорошая, умная научная фантастика. В относительно небольшой роман (что отдельно можно считать достижением в наши дни, когда авторы все больше и больше предпочитают строчить 500-страничные «кирпичи», словно им платят за вес готовой книги) Сойер умудрился впихнуть целую кучу разнообразных идей и фантдопущений. Тут и расшифровка послания от инопланетной цивилизации, и создание искусственной нейросети, полностью копирующей человеческое (объем памяти — один ПЕТАбайт! Кто не знает, сколько это — гляньте в Википедии). Про аккуратное и подробное описание принципов действия прямоточного двигателя Бассарда и говорить нечего — до Сойера его уже многие фантасты использовали в своих книгах, но такого понятного и одновременно точного описаниия принципов действия я еще не встречал.
Вне всякого сомнения, Сойер в изрядной степени вдохновлялся бессмертной «Космической Одиссеей 2001 года» Кубрика и Кларка. Сходство, я бы сказал, даже нарочитое — длительная космическая экспедиция, внезапно словно сошедший со своего квантового ума компьютер, у которого, несмотря на сравнимый с населением небольшого города экипаж, фактически есть только один антагонист — второй главный герой, Аарон Россман, который и решит (ну или ему кажется, что решит) в итоге основную проблему романа.
Однако Сойер копает, возможно, и не глубже, чем два великих «К», но уж точно в совершенно другую сторону. Хотя «Золотое руно» и кажется на первый взгляд книгой о заурядном и банальном бунте машин, на самом деле (и к этому автор начинает подводить читателя буквально с первых же страниц) книга совсем о другом: о принципиальном взаимонепонимании между машинным и человеческим разумами.
Рискну пойти на небольшой и расплывчатый, без уточнения существенных подробностей спойлер: на самом-то деле компьютер и не думал бунтовать. Более того, действовал он исключително из лучших побуждений и строго в соответствии с заложенными в него инструкциями. Вот только не учел, что люди — это отнюдь не набор информационных пакетов и не самовоспроизводящиеся самоорганизующиеся системы. Да и место, куда обычно ведет дорога, вымощенная благими намерениями, тоже для него, очевидно, лишь бессмысленный набор религиозных предрассудков…
И еще одно роднит роман с «Космической одиссеей» - кажущаяся неторопливость и спокойствие повествование. За исключением нескольких эпизодов все действие разворачивается почти исключительно в сознании и памяти главных героев. Никто не мечется по палубам гигантского корабля, ожесточенно отстреливаясьиз бластера от каких-нибудь озверевших кибердворников, пусть первые несколько страниц не вводят вас в заблуждение. И это чудесно.
Так что если хотите как следует размять свою интеллектуальную мышцу и узнать, доберется ли в итоге «Арго» до далекой Колхиды — читайте «Золотое руно» Роберта Сойера.
А я поищу, что бы еще почитать у этого замечательного писателя.