85-летие выдающегося отечественного композитора Владислава Агафонникова отметили концертным исполнением его ранней оперы «Анна Снегина»
На сюжет поздней и весьма известной одноименной поэмы Сергея Есенина есть даже две оперы, причем обе возникли почти одновременно – в 1966-м появилось сочинение Александра Холминова (премьера годом позже прошла в Кировском театре в Ленинграде, а позже опера ставилась во многих театрах СССР и даже за рубежом – в Чехословакии), а в 1968-м – вариант Агафонникова. Сценическая судьба второго была менее удачной, зато по ней в 1969-м был снят телефильм, который и сегодня можно в свободном доступе посмотреть на «Ютьюбе».
Можно сказать, что опере Агафонникова по-своему повезло, поскольку видеофиксация – документ на все времена, и хотя в театрах опус давно не идет и бог весть, когда еще появится, любой желающий и сегодня может ознакомиться с сочинением, тем более, что запись действительно хорошая – драматические образы создали замечательные актеры Виталий Безруков (кстати, это первое воплощение образа великого поэта в кино и на телевидении) и Ёла Санько, вокальные партии были озвучены звездами советской оперной сцены – Анатолием Мищевским, Татьяной Тугариновой, Алексеем Кривченей, Вероникой Борисенко и др.
А появится опера Агафонникова (впрочем, равно как и Холминова) на наших сценах еще не скоро по идейным соображениям – поэма Есенина и получившаяся по ней опера более чем просоветские, революционные события там трактованы с явной симпатией к победившим большевикам, а про вождя мирового пролетариата и вообще со сцены несутся весьма искренние похвалы. Для таких сочинений, видимо, нужна большая историческая дистанция, чтобы оценивать их исключительно по их музыкальным достоинствам: пока же еще их явный идеологический окрас воспринимается остро и неоднозначно, поэтому сценическая жизнь в театрах сегодняшней России представляется маловероятной, а единичное концертное исполнение было продиктовано скорее всего уважением к живому классику.
И этого, конечно, искренне жаль, поскольку достоинства сочинения очевидны и неоспоримы. Опера Агафонникова компактна – протяженностью около часа и рассчитана на квартет солистов, она основана на безусловно великолепной поэзии, ее либретто (авторства Григория Шапиро) ладно скроено, в нем соблюдены закономерности жанра, использовано внятное драматургическое развитие, принцип контраста, что позволяет удерживать внимание слушателя – сочинение воспринимается на одном дыхании.
Но, конечно, главное – это музыкальные достоинства сочинения. Талантливость оперы чувствуется буквально с первых тактов, музыка увлекает и захватывает свежестью и естественностью своего течения. Ее язык достаточно традиционен, основан на без усилий воспринимаемых слушателями любого уровня подготовки ярком мелодизме, интересных, порой неожиданных, но удобоваримых гармониях, использовании стилистических пластов, привычных (еще по оперным образцам классиков 19 века) для обрисовки русской жизни – элементов городского романса, частушки, народной песни. Богатое лирическое начало, за которое «отвечают» вокальные партии центральных персонажей (Есенина и Снегиной), гармонично сочетается с массовыми сценами – роль хора в сочинении более чем значительна, есть у него и акапельные высказывания – и динамичными симфоническими фрагментами. Сцены спаяны друг с другом логично и бесшовно, действие развивается стремительно и естественно. Пению здесь отдан приоритет, что очень импонирует – опера же ведь! – а вокальные партии написаны мастерски: с опорой на лирико-романсовые интонации для лирической пары, на народные попевки и бытовые жанры – для колоритных деревенских персонажей. Стихия революционной круговерти отдана хору и оркестру – энергичные песни первого и экспрессивное симфоническое развитие второго убедительно обрисовывают глубину и патетику страшного и великого времени в истории России.
Редкое сочинение было очень качественно представлено на сцене Концертного зала имени Чайковского: юбиляру преподнесли настоящий подарок. «Мастерам хорового пения» Льва Конторовича равно удавалась и стихийная разухабистость ярких песен, и нежная акварель акапельных, почти церковных песнопений – красота звучания хоровых партий вдохновляла, стройность унисонов радовала. «Новая Россия» Юрия Башмета играла с воодушевлением, а маэстро Дмитрий Волосников сумел выстроить драматургию опуса и охватить его форму, представив сочинение целостным музыкально-драматическим плотном, в котором удивительным образом автор сумел сплавить революционный пафос, разгул стихии народного бунта, и тонкую лирику есенинской атмосферы первого любовного опыта поэта.
Прекрасно себя показали и солисты – за единственным исключением все из «Новой оперы». Чарующий тембр лемешевского тенора Алексея Татаринцева был необыкновенно уместен в образе Сережи Есенина, а мастерство позволило певцу быть равно убедительным и в нежной меланхолии и в революционном порыве. Трепетное и выразительно сопрано его коллеги Екатерины Петровой делало бесконечно притягательным психологически непростой образ Анны. Сочное и прекрасно выделанное меццо Полины Шамаевой превосходно справилось с двумя разнохарактерными небольшими партиями – старой аристократки Матери Анны и по-народному значительной Жены Мельника. Мельника же исполнил прославленный бас Большого театра Вячеслав Почапский – певец интеллектуальный, тонкий, увы, до сих пор по достоинству не оцененный в родном коллективе: каждая его роль, большая или маленькая, на сцене главного театра страны всегда отличается и многогранностью артистического образа и вокальным совершенством, однако, больших дивидендов от этого за свою уже долгую карьеру певец к сожалению так и не собрал. Небольшие игровые партии-роли лубочного характера отлично спели тенор Нурлан Бекмухамбетов (Лабутя) и баритон Илья Кузьмин (Прон), а в роли чтеца (стихи Есенина звучат как отдельно, так и в сопровождении оркестра – как мелодрама) выступил знаменитый актер театра и кино Марат Башаров.
11 октября 2021 г., "Играем с начала"