Долго после этого бегали по городу, время от времени постреливая в воздух и постоянно переходя на английский. Вернулся домой - и только сейчас обнаружил, что Кэри Фукунага не только первый американский режиссер, снявший "Бонда", но и режиссер первого (и лучшего) сезона "Настоящего детектива" с В.Харельсоном и М.Макконахи - так бы сразу и сказали! А я и не знал - и теперь к Фукунаге буду относиться с еще большим уважением, молодец пацан.
В общем, если из френдов кто в ближайшее время собирается - рекомендую, полУчите настоящее, правильное удовольствие (а не замученное и унылое "понимание важности картины"), но дальше лучше не читать, будут спойлеры. Которых я постараюсь по возможности избегать, но без которых, блин, тут толком не восторгнешься.
Мы, к сожалению,смотрели фильм с дубляжом (кроме французского, который затитрован), так вот, дублированный текст вполне норм. Это тот случай, когда теперь хочется посмотреть оригинал не чтобы забыть ужасный дубляж, а потому что по переводу, местами просто отличному и смешному, видно, что англоязычный оригинал должен быть хорош.
Дальше, так сказать, в порядке возрастания: в фильме отличные, здорово придуманные и снятые трюки. Причем Фукунагу, что называется, ничто не сдерживало - и он наворотил такой "толстый-толстый слой шоколада" (визуального), что постоянно ловишь падающую челюсть, чтобы не отломилась окончательно. А какие драки, товарищи! Ана де Армас, например, играющая начинающую "девушку Бонда" и суперагентку, дерется в платье с таким глубоким декольте, что оно практически распадается на две половинки, машет в бою всеми руками и ногами одновременно - и при этом грациозно сохраняет прикрытыми все те части своего тренированного тела, которые у обычной девушки выпали бы наружу просто от сквозняка. Это не драки, это просто танцы какие-то. С перестрелками у Фукунаги дело обстоит немного хуже, в "наших" плохие не попадают даже из автоматов, но это застарелая проблема всех фильмов про хороших и плохих. Правдоподобия ради плохим приходится тоже выдать автоматы, но чтобы они еще и попадали из них - тут уж увольте, перебьются, пусть скажут спасибо, что не дали рогаток.
Зато все сцены автомобильных погонь - сняты очень душевно (включая сцену, когда Крейг на мотоцикле заезжает на почти отвесную стену), мечешься в кресле IMAX'a и машинально почти хватаешься за ручку дверцы. И да, совсем забыл: отличная вступительная сцена, такая идиллия (правда, Леа Сейду лежит в постели в какой-то неправдоподобно толстой одёжке), я почти втянулся и размяк, и тут - бац! и все наконец-то опять плохо, и у Бонда опять вся рожа покорябана, и вот уже идут отличные credits'ы, и песенка Билли Айлиш выворачивает нутро, и так далее.
Что касается актерской работы - Фукунага и тут наплевал на все хорошие манеры. И Крейг, и Сейду, и все остальные актеры просто молодцы, хотя единственный прием, который Фукунага применил для них для всех - это прием оторопелого ступора, в который хотя бы раз впадают все герои без исключения, и который требует от актера на самом деле очень высокой квалификации. Единственные, кому требовалось что-то бОльшее - это Крейг и Леа Сейду, все-таки тут большая любовная драма и история. Но тут Фукунага просто положился на то, что между ними вполне очевидна старая добрая химия, а дальше можно обходиться и штампами вроде непременных поцелуев на фоне солнечного диска и глупых реплик по телефону, снятых банальным крупным планом. Потому что всё равно всё работает, и ничего не вызывает отторжения, и мера условности в их отношениях превышена в той же степени, что в фильме в целом - то есть "уровень воды" в фильме соответствует уровню мирового океана. 18-месячное ожидание фильма было такое же, как ожидание первого полета самолета-гиганта Говарда Хьюза в фильме "Авиатор" - и фильм, как по мне, вполне полетел. Не знаю, каким он в конце концов окажется в оценках тех, кто профессионально пишет о "бондиане", мне казалось, что все летит: картинка, саунд, актеры, история.
Да, что касается истории - тут все даже лучше, чем я ожидал. Никакого тебе единства MI6 и CIA, никакого даже сотрудничества, полный бардак, половина коллег предатели, половина сволочи, третья половина дураки - и куда податься шпиону на пенсии? Как обычно, в конце концов получается, что те, кто "служит своей стране" (даже искренне) и вообще какой-то абстракции - и есть главный источник того дерьма, которое надо как-то разгребать усталому Бонду. И единственной нормальной мотивацией человека в этом всемирном бардаке является никакая не "служба своей стране" и прочий подобный высокопарный bullshit, а дружеская привязанность, любимый человек и прочие глубоко личные и частные вещи. Бонд в исполнении Крейга в пятом фильме окончательно превращается в частного человека (к эволюции персонажа в этом направлении еще С.Мендес руку приложил в двух предыдущих фильмах), не переставая тем не менее быть незаменимым суперагентом - а это, товарищи, не всякому удается.
Вот и Бонду в конце концов не удалось, но надо заметить, что финальный выбор Бонда - это именно его выбор, и финальное state of grace наступает у него не тогда, когда все киноопасности позади, а впереди одни Мальдивы - а, наоборот, за мгновения до того, как его бессмертный дух и бренное тело наконец разделятся и начнут свое путешествие независимо друг от друга.
Владимир ДЕМЧИКОВ