Приветствую всех подписчиков и читателей данного канала!
После долгого вынужденного перерыва пришло время для очередной порции перевода книги Мастера школы Дзёдо-синсю Эйкена Кобая "Misunderstandings of Master Rennyo".
Приятного и познавательного чтения!
-------------
В наше время существуют исследователи, утверждающие, что в то время, как Достопочтенный Мастер Синран подчёркивал достижение спасения при жизни, "в настоящем", Мастер Рэннё делал акцент на "посмертном существовании", т. е. на "спасении после смерти". Считать так — большая ошибка. В «Поэме о Чистой Земле» («Дзёдо Васан») Достопочтенный Мастер Синран писал:
Достигшие Истинной Веры мгновенно
К братству благой непоколебимой уверенности примыкают;
Раз оказавшись на стадии не-возвращения, они неизменно
Впоследствии в Нирвану вступают.
Как видно из этого гимна, Достопочтенный Мастер Синран подчёркивал пользу вступления в "братство благой непоколебимой уверенности (в возрождении в Чистой Земле)" и то, что это происходит при жизни человека, т. е. сразу при обретении им Истинной Веры-Синдзин, а не после возрождения в Чистой Земле, на что указывали духовные учителя и священные тексты других учений.
Этот васан становится ещё более понятен после прочтения следующего отрывка из первого письма «Светильника для последних времён» («Маттосё») Достопочтенного Мастера Синрана:
Те, кто обрели Веру, уже находятся на ступени Истинного Определения, потому что находятся в объятиях Амиды и никогда не будут оставлены им. Таким образом, нам не нужно ни ждать момента смерти, ни надеяться на появление Будды Амиды (чтобы сопроводить нас в Чистую Землю), так как наше возрождение в Чистой Земле было полностью определено в момент обретения нами Истинной Веры-Синдзин.
Из этого отрывка видно, что Достопочтенный Мастер Синран подчёркивал важность обретения спасения при жизни, то есть пока мы все ещё находимся в этом мире. Он категорически отрицал, что спасение происходит только после смерти, когда "Будда Амида встречает и приветствует нас", на чём настаивало в то время ортодоксальное учение Чистой Земли.
Однако совершенно неправильно утверждать, будто бы у Мастера Рэннё в этом вопросе было другое мнение, отличное от точки зрения Достопочтенного Мастера Синрана. Мастер Рэннё неизменно следовал по стопам Достопочтенного Мастера Синрана. В «Гобунсё» («Драгоценные письма») есть много мест, где достаточно однозначно говорится об этом. Например, в Письме 4 Раздела I можно прочесть следующее:
Вопрос: Являются ли "возрождение в Чистой Земле" и "достижение Нирваны" одним благом? Или это два разных блага?
Ответ: "Мгновенное пробуждение"[1] — это вступление в "братство благой непоколебимой уверенности (в своём возрождении в Чистой Земле)"; это благо обретается в этом осквернённом мире. Нирвана — это благо, которое обретается в Чистой Земле. Таким образом, это два разных блага.
Итак, мы должны чётко уяснить, что существуют два блага:
- благо, которое мы обретаем при жизни в этом осквернённом мире — это благо вступления в “братство благой непоколебимой уверенности (в своём возрождении в Чистой Земле)”; и
- благо, которое мы обретаем после возрождения в Чистой Земле — это благо достижения Нирваны.
Далее, относительно Будды Амиды, встречающем и приветствующем нас после смерти, то в том же самом Письме 4 из Раздела I содержится следующий отрывок:
Что касается слов "нам не нужно ни ждать момента смерти, ни надеяться на появление Будды Амиды", то, когда мы осознаем, что с "мгновенным пробуждением" мы присоединяемся к "группе благой непоколебимой уверенности (в своём возрождении в Чистой Земле)" (т. е. обретаем Веру-Синдзин), нам больше нет никакой необходимости ожидать появления Амиды. Ожидание этого должно волновать лишь тех, кто следует пути других практик! Последователям же Истинной Веры-Синдзин не нужно ждать появления Амиды, поскольку с "мгновенным пробуждением" они немедленно приобщаются к благу пребывания в Свете "объятий Амиды" и "никогда не будут оставлены им". Другими словами, обретшие Истинную Веру-Синдзин присоединяются к "братству благой непоколебимой уверенности» тех, чьё возрождение в Чистой Земле определено совершенно и окончательно. Они защищены Светом Амиды, который охватывает их и впредь никогда уже не покидает, и поэтому для таких людей нет никакой необходимости ждать, когда Будда Амида явится, чтобы приветствовать их в момент смерти.
И ещё, в том же письме есть ещё такие строки:
"Завершить дело (т. е. возрождения в Чистой Земле) при жизни" означает услышать и полностью понять это[2], обретя таким образом абсолютную уверенность в своём возрождении в Чистой Земле. По-другому это также называют "присоединением к братству благой непоколебимой уверенности тех, чьё возрождение в Чистой Земле полностью определено", "мгновенным пробуждением", "реализацией причины (нашего возрождения в Чистой Земле) при жизни " и "немедленным достижением стадии не-возвращения". Все эти названия указывают на то, что наше возрождение в Чистой Земле определяется в тот самый момент, когда мы обретаем Веру-Синдзин и, следовательно, наше спасение происходит уже при жизни, а не после смерти.
Итак, из вышеприведённых примеров видно, насколько верно Мастер Рэннё передавал суть учения Достопочтенного Мастера Синрана о важности достижения спасения при жизни, в настоящем. И всё же его критикуют за то, что он исказил учение Достопочтенного Мастера Синрана, что он учил совершенно другому, что его беспокоило исключительно возрождение в Чистой Земле после смерти.
Как могли возникнуть такие ошибочные взгляды? Вскоре после 500-й Поминальной службы по Мастеру Рэннё[3] я сказал, что только те, кто абсолютно не понимает сути “братства благой непоколебимой уверенности”, хотя Достопочтенный Мастер Синран приложил столько усилий, чтобы донести её до нас, могут критиковать Мастера Рэннё за неверную трактовку учения.
В «Поэме о Чистой Земле» («Дзёдо Васан») Достопочтенный Мастер Синран писал:
Достигшие Истинной Веры мгновенно
К братству благой непоколебимой уверенности примыкают…
Да, я считаю, что люди, утверждающие, будто бы Мастер Рэннё исказил учение Достопочтенного Мастера Синрана, абсолютно не понимают значения вступления в "братство благой непоколебимой уверенности", которое появляется благодаря обретению Истинной Веры-Синдзин. И именно поэтому они не могут постигнуть смысл слов Мастера Рэннё, насколько прозрачны и ясны они бы ни были. Они не слышат его! Мастер Рэннё неустанно говорил об обретении спасения в настоящем, а они критикуют его за то, что он говорил исключительно о “спасении после смерти”!
Сам Мастер Рэннё называл таких людей “теми, кто ещё не испытал момента обретения Веры-Синдзин” (Письмо 3, Раздел II), “теми, кто лишён Истинной Веры-Синдзин” (Письмо 11, Раздел V) и “теми, в ком Истинный Разум ещё не реализован" (Письмо 9, Раздел III и Письмо 7, Раздел IV). Я считаю, что, хотя такие люди и могли что-то слышать об удивительном учении о “спасении в настоящем”, они абсолютно не имеют представления о его сути. Однако, не понимая этого, может быть такие люди надеются с помощью критики Мастера Рэннё заслужить те или иные блага, обрести почёт и уважение? Как бы то было, такие критики совершенно несведущи в этом вопросе, поскольку лишены счастья обладания Истинной Верой-Синдзин!
-------------
[1] Т. е. момент обретения Истинной Веры-Синдзин (примеч. переводчика).
[2] Т. е. то, что спасение обретается не после смерти, а при жизни (примеч. переводчика).
[3] 500-я Поминальная служба по Мастеру Рэннё состоялась в 1999 году (примеч. переводчика).