Найти тему
Рюкзачок

Заметки молодого педагога. Об умении ошибаться и почему важно научиться это делать в детстве.

На эти мысли меня натолкнул собственный болезненный опыт.

Ситуация знакома, уверена, многим: ты хочешь сделать как можно лучше, горишь, по неопытности оступаешься - и всё, провал. Кто-то опускает руки, а кому-то это даёт дополнительный стимул двигаться дальше.

Довольно продолжительное время я не воспринимала неудачу собственно как сам провал, ошибку. Брала и делала заново. Не задумывалась, что может из-за такой белиберды начаться какая-та проблема. Хотя был один момент во 2 классе, когда я впервые получила двойку. Но благодаря правильной реакции родителей я не зациклилась на проблеме и пошла дальше, очень долгое время не получая двоек вообще. Знала, что ругать за такое не будут. А вот желание делать всё лучше других во мне медленно прорастало.

Подростковый возраст творит поистине невероятные вещи не только с телом, но и с нашими мыслями, чувствами, переживаниями. Стоило выйти за рамки привычного успеха, ощутить вкус горечи из-за неудачи - отношение к ситуации кардинально поменялось. Появился стыд, желание либо не делать вовсе, либо загонять себя в жесточайшие рамки, чтобы сделать идеально. Неумение ошибаться сыграло со мной злую шутку - довело до панических атак, самоуничижения и самобичевания за малейший промах. Ситуацию усугубляло всеобщее мнение.

Проблему в себе, благодаря работе с психологом, удалось решить на семьдесят процентов. Но мы же не забываем, что я вернулась работать именно в школу и мой опыт был дан мне не просто так.

Родители даже разрывали тетрадь одноклассницы, а мать порола ее в школьном холле за малейшую провинность на глаза у всех.
Родители даже разрывали тетрадь одноклассницы, а мать порола ее в школьном холле за малейшую провинность на глаза у всех.

Я слышала о многих дикостях от одноклассников и знакомых: родители вырывали страницы из тетрадей, заставляли одно и то же переписывать по несколько раз, ругали за четверки и малейшие помарки, могли применить физическое и психологическое насилие, если ребенок ошибался (по любой причине), лишить сладостей, свободного времени и отдыха...

Мне до сих пор кажется это дикостью, которая растит в детях боязнь ошибиться. Они растут с мыслью, что единственный вариант их труда - идеальный результат.

Вы можете со мной не согласиться: а как же те, чья ошибка может привести к гибели людей? А врачи, инженеры, строители, летчики, водители, электрики, машинисты, пожарные, спасатели, полицейские, военные - и все те, кто работает на благо людей и чей мизерный промах может стоить жизни?

А как же идеальный результат работы сервисов и в сфере обслуживания? Никому не хочется есть непропеченную пиццу или делать маникюр у мастера, который снимет вместе со старым покрытием часть ногтя.

Мы все ожидаем идеальности от всех тех, чьими услугами пользуемся. Жить хочется в доме, который не упадет через год, есть качественную пищу, ездить на исправных машинах, лечиться не пустышками. перечислять можно до бесконечности. Да, взрослому человеку ошибки практически непростительны, если они стоят нашего комфорта, здоровья, жизни.

Но как по-разному ведут себя работники, которые умеют ошибаться и не умеют.

А дело в самом страхе и его влиянии. Человек, который не умеет ошибаться, про себя лишь повторяет: сделать хоть как-то, лишь бы получилось. А то и вовсе "я вообще за это браться не буду, боюсь ошибиться, ведь в этом случае я снова свалюсь в пучину собственных переживаний", а мазохистов, которые сами себе готовы причинить душевную боль, я как-то ещё не встречала. Ощущение поражения - ситуация так себе, ведь чем больше мероприятие, тем сильнее может быть боль от неудачи. И ведь всё будет зависеть и от того, насколько человек чувствительный.

Когда человек, умеющий ошибаться, выполняет свою работу, он думает: а как здесь сделать так, чтобы потом всё работало идеально? А как исправить, если не выйдет? Какие еще пути решения есть?

А дети? Они приходят в школу из абсолютно разных семей, у каждого своё воспитание, мировоззрение. У них нет того опыта, что есть у взрослых, о чем почему-то мы иногда забываем.

1 класс. Грязь в тетрадях. Стоит ли расстраиваться? Отнюдь, они же учатся, это их первые попытки и первые оценки - пусть и в виде простых похвал по типу "молодец", "умница", "старайся". Да, им стоит напоминать о правилах ведения тетради, о правильном нажиме, о количестве линий, о внимательности. Но и ругать за малейший промах также не стоит.

Немного из опыта работы с дошколятами во время подготовки к школе. Ребята очень любят, когда я подхожу к каждому после прописанной строчки, обведенного рисунка, корявенько написанной цифры и хвалю за старания. А так как им всего по 5-6 лет, то помарки неизбежны. То с одной парты, то с другой слышится "ой, у меня не получилось!". И мой единственный ответ - "попробуй сделать следующую так, как надо". Не было слез, не было ни одной отброшенной тетради , не было ни разу"раз не получается, то и делать не буду". Если прям уж совсем не получается, подошел, взял руку ребенка в свою - и вместе.
В этом году пришли новые ребята, и очень нелюдимый мальчик никак не мог правильно писать линии. Но когда понял, что его ругать не собираются, несколько раз прописали с ним вместе - и уже через неделю тетрадку не узнать - чисто, аккуратно, видно, что старается.

В 2 классе условились с детьми, что если они ошиблись - под рукой всегда простой карандаш. Аккуратно и без грязи исправили ошибку - и дальше выполняют задание. Они прекрасно знают, что за самостоятельное подобное исправление я никогда не буду снижать оценки. Даже в диктантах. И в 4 класс в ВПРах в ответах даны разъяснения, что четыре самостоятельных исправления в тексте идут без снижения балла. А вот уже за 5 балл снимается.

Конечно, не все усилия удачны, есть ребята, которых долго приходится приучать к правилу "ошибаться можно". Страх присутствует у некоторых детей даже сейчас, в 4 классе. И это нормально. Главное, чтобы он не вызывал у ребят желания сдаться. Разочарование, да, такое есть. Они знают, что если у них стоит "2" или "3", значит что-то они не так сделали или не сделали вообще. И в следующий раз вместо слов "я не буду стараться, я боюсь ошибиться" они возьмут и сделают пусть не намного, но уже лучше, чем в прошлый раз.

Неумение ошибаться -> страх ошибаться -> нежелание делать это ещё раз -> ребёнок сдаётся, отступая перед страхом.

Очень многое зависит от учителя, от его отношения к работе обучающихся. Ребенок либо старательно выполняет задания, не зацикливаясь на ошибках - при условии их самостоятельного оформления, - либо адекватно реагирует при неудаче. От учителя зависит, как он преподносит информацию о неудачах ребенка родителю: ведь родители, неумеющие ошибаться у тоже есть, а потому и порванные тетради, и унижения маленького, детского, но все же человеческого достоинства.

История, которая случилась в прошлом году. Привели девочку перед 1 сентября на аттестацию после всеобщего дистанта, для проверки, в какой класс зачислять. Ребенка трясет, он должен писать диктант, а по щекам градом катятся слезу и дрожат руки. Недолгий расспрос - и в ответ: "я боюсь ошибиться". Как надо довести ребенка, чтобы он так панически боялся накосячить в работе, за которую ему даже не поставят оценку? А в результате написала очень даже неплохо, могла бы и в третий пойти, но мама настояла на дублировании второго класса.

Человек, который в детстве умел ошибаться и научился искать пути решения - вот кто будет делать свою работу идеально. Им не будет одолевать страх ошибиться, а следовательно не будет эмоционального напряжения и потери концентрации внимания.

Но при этом никто не отменяет требования. Ребенок всегда чётко должен понимать, что от него требуется, что он должен выполнить, где ошибка засчитывается, а где -нет, где возможно исправление.

"Позволь себе ошибаться, ты всего лишь человек."

Фраза, которую принять порой очень сложно. Есть вещи, в которых ошибки фатальны. Но ведь есть ошибки, которые не причиняют вреда, но именно за них люди так часто корят себя. А окружающие подливают масло в огонь. Самоубийства, нанесение себе телесных повреждений в попытках избавиться от чувства стыда - разве этого мы хотим подрастающему поколению, и так загнанному в жесточайшие рамки общественного мнения?

Ребенок, который научился ошибаться в детстве, научится не ошибаться во взрослой жизни. Он будет искать пути решения, а не закрываться в себе, погрязший в ненависти к самому себе и окружающему миру. Он будет учиться, развиваться, стремиться к новому.

Закончить я бы хотела потрясающей цитатой из сериала, давшей мне первый толчок к работе над собой: "Не получается - попробуй сделать снова".

А как вы относитесь к ошибкам? Нужно ли уметь ошибаться - или человек с детства должен учиться делать все идеально?