«Тебе, дочка, всё отдам. Всё тебе достанется. Старая я уже совсем, оформить надо всё на тебя. Пойдем к нотариусу».
Так сказала старушка дочери и пошла с ней к нотариусу. В нотариальной конторе заключила с дочкой договор дарения доли в квартире. С указанием на право пожизненного проживания старушки в квартире.
Прошло время… И старушка подала в суд о признании договора дарения недействительным. Заявила, что дарить не хотела, а лишь только завещание намеривалась сделать. В заблуждение ее дочь и нотариус ввели. Старушка хотела после смерти отдать свое имущество дочери, а она сейчас всё получила. И ведь это единственное жилье у старушки, куда ей идти, когда дочь ее на улицу выгонит. Дочь же плохая, недостойная наследства вообще, стала плохо относиться к матери, она может и выгнать .
Старушка жаловалась на свое здоровье, на старческий склероз и проблемы с головой.
Суд запросил информацию о психическом здоровье старушки. Действительно, она страдала психическим расстройством.
В судебное заседание приглашался нотариус, удостоверивший договор дарения. Он пояснил, что в его практике почти все договоры дарения заключаются между родственниками. И, как правило, дарителем выступает пожилой человек. Нотариус всегда смотрит на состояние человека, разъясняет пожилым людям различия между дарением и завещанием. Так было и в случае со старушкой.
Суд назначил психиатрическую экспертизу, чтобы установить состояние старушки в момент сделки.
Специалисты дали заключение, что расстройство старушки влияет на ее жизнь. Ее состояние характеризуется эмоциональной нестабильностью, у нее часто бывает смена настроения.
Однако в момент заключения договора дарения она понимала, что делает, осознавала последствия своих действий.
Старушка пыталась это опровергнуть, ведь она же больна. И при этом находится в преклонном возрасте.
Суд же решил, что специалистам виднее. А преклонный возраст сам по себе не является достаточным основанием для признания договора дарения недействительным. Да и право пожизненного проживания в квартире у нее есть. В иске старушке было отказано.
От себя замечу, что сделки с пожилыми людьми имеют риск быть оспоренными.