Именно об этом был недавний комментарий подписчицы под статьей о подготовке пуантов. И в этом вопросе вернее всего будет опираться на опыт воспитанниц лучшей балетной школы мира — Академии русского балета им. Вагановой.
В статьях с участием артисток балета Мариинского театра (и одновременно выпускниц АРБ) в мельчайших подробностях уже обсуждалась подготовка пуантов к работе. Как выяснилось, у каждой балерины свои способы, которые зависят от производителя пуантов и личных предпочтений. У каждой артистки можно подсмотреть идеи и хитрости, которые продлят жизнь пуантов и сделают туфли комфортными для стопы. Но одна деталь, в которой артистки Мариинского театра единодушны —завязывание тесёмок с внешней стороны щиколотки. Быть может, это просто совпадение?
Как помнят балетоманы, одна из первых «реформ» Николая Цискаридзе в АРБ им. Вагановой — урок по завязыванию лент на балетках и пуантах. На первый взгляд может показаться, что это мелочи, но как известно, большие дела начинаются с деталей. А надежная фиксация балетной обуви на стопе — начало начал.
По словам выпускниц Академии русского балета им. Вагановой последних лет, завязывать тесёмки с внешней стороны щиколотки их научил именно Николай Цискаридзе. Этот вариант ученицы скоро нашли самым оптимальным и полностью отказались от каких-либо других. Такой способ очень удобен с анатомической точки зрения: наружная впадина немного больше, чем внутренняя, что позволяет полностью спрятать узел тесёмок.
Узел укладывается в «ямку», и даже если он достаточно крупный, то вполне может поместиться, чего не скажешь о внутренней стороне, где даже самый маленький узел будет выступать из-под лент и добавлять стопе лишнего. Более того, когда артистка стоит на сцене в выворотной позиции, гораздо лучше, если на щиколотке с внутренней стороны не будет видно никаких выступающих частей, в том числе узла под лентами.
Кстати, с внешней стороны стопы тесёмки укладывает и первая солистка Мариинского театра Рената Шакирова.
Интересно, что некоторые артистки для большей безопасности и уверенности на сцене сшивают ленты нитями перед самым выходом: узел во время танца может показаться из своего «укрытия» в самый неподходящий момент. У этой проблемы есть и другое решение: вместо плотных лент можно использовать широкую-резинку сетку, её натяжение будет надежно удерживать узел на под складками во время танца.