56,7K подписчиков

Удивительная история песни Beatles «Yesterday»

181 прочитал

Сведения об обстоятельствах возникновения «Yesterday», основанные на рассказах самого автора, звучат противоречиво. Есть, правда, в них и нечто общее — мелодия приснилась ему во сне и, проснувшись, он тут же ринулся к гитаре (по другой версии, к роялю), чтобы ее наиграть и запомнить-записать.

Но почему песня, которой суждено было стать одной из самых знаменитых в дискографии группы, в течение полутора лет не допускалась на два вышедшие в 1964 году альбома — A Hard Day’s Night и Beatles For Sale и нашла свое место только на Help! в 1965-м?
commons.wikimedia.org
commons.wikimedia.org

Объясняется это несколькими обстоятельствами. Во-первых, та легкость, с которой Маккартни вдруг ощутил и воспроизвел прислышавшуюся ему во сне мелодию, вызвала у него подозрение: а не чужая ли тема мне приснилась?

То есть, не будучи, по всей видимости, даже и знакомым с термином криптомнезия — специальное понятие в медицинской психологии, обозначающее неосознанное присвоение себе чужого интеллектуального творения: мелодии, стихотворной строчки, сюжета — он инстинктивно боялся этого.

Убежденный, что эта одна из старых, еще довоенных джазовых тем, которые так любил слушать его отец и которая таким образом засела где-то на задворках его памяти, Пол бесконечно приставал ко всем друзьям и знакомым, настойчиво пытая их, не слышали ли они эту мелодию раньше.

«Несколько месяцев я ходил по всем профессионалам в музыкальном бизнесе, наигрывал им тему и спрашивал, ничего ли она им не напоминает. Это стало похоже на обращение в полицию со случайно найденной вещью. Если, в конце концов, хозяин не объявится, я могу считать ее своей», — вспоминал Маккартни много лет спустя.
wikimedia.org
wikimedia.org

Во-вторых, довольно долго никак не придумывался текст. Во время одной из демонстраций еще не полностью осознанной как своя собственная песни, Пол наигрывал еще бессловесную мелодию знакомой актрисе и певице Альме Коган и ее сестре Сандре у них дома в Кенсингтоне и, чтобы придать теме хоть какое-то подобие песни, напевал мало что значащее: «Oh baby, how I love your legs.» («О бейби, как мне нравятся твои ножки»). Вошедшая в этот момент в гостиную мать Альмы и Сандры Фей спросила у всех присутствующих, не хочет ли кто-нибудь яичницы-болтуньи — по-английски «scrambled eggs». Пол тут же подхватил: «Scrambled eggs/Oh my baby how I love your legs/Not as much as I love scrambled eggs» («Яичница-болтунья/О бейби, как мне нравятся твои ножки/Но все же яичница мне нравится больше»).

Под рабочим названием «Scrambled Eggs» и с таким полуабсурдным-полуприличным текстом песня существовала до весны 1965 года, когда в мае, во время поездки в Португалию, на долгой дороге из аэропорта ему, наконец, не пришел в голову ставший потом иконическим текст, который он тут же быстро набросал на оборотной стороне конверта. Хотя в одном из интервью в 1967 году Маккартни признал, что слово «yesterday» в качестве замены «scrambled eggs» подсказал Леннон. Интересно, что готовую песню Маккартни сначала предложил для исполнения блюз-роковому певцу Крису Фарлоу, будущему вокалисту группы Atomic Rooster, но тот ее отклонил, как слишком «мягкую».

В результате песня вошла в вышедший в Британии в августе 1965 года альбом Help! Выпускать ее на сингле Джон, Джордж и Ринго категорически отказались — как слишком не соответствующую имиджу Beatles как рок-группы.

Отрывок из книги Александра Кана «Главные песни ХХ века. От Дикселенда до хип-хопа»

Искусство и отражает время, и формирует его. Песня – самая демократичная, самая простая и самая популярная форма искусства. Она создается нередко почти спонтанно, мгновенно реагируя на то или иное событие.

В этой книге культурный, исторический и политический портрет века показан через историю популярной песни, каждой из которых посвящена отдельная глава.

Главные – не обязательно лучшие, хотя нередко эти понятия и совпадают. Некоторые песни отражают важнейшие политические события века – войны, революции, переломные моменты истории. Другие их предвосхищают. Некоторые зачастую помимо, а то и в противовес намерениям их авторов, вдруг необычайно точно отражают настроения огромных масс людей и превращаются в гимн поколения. Некоторые открывают популярной музыке, а через нее массовому сознанию ранее запретные, а то и неведомые пласты человеческого бытия. Песни расположены в хронологическом порядке, и в книге отражены все десятилетия ХХ века и все жанры популярной музыки – от блюза и спиричуэла до мюзикла и джаза, от рока до диско, от баллады до хип-хопа. Созданный в книге «песенный портрет века» позволит читателю увидеть порой неочевидную связь между популярной музыкой и социальными и общественно-политическими процессами в обществе разных стран на протяжении ХХ века.

Прочитать отрывок или купить книгу «Главные песни ХХ века. От Дикселенда до хип-хопа» (16+) в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a000ilc

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

Каким русским классиком вдохновлялись Rolling Stones при написании песни «Sympathy for the Devil»

Сами Beatles этот фильм ненавидели: картина, прославившая «Желтую подводную лодку»

Феномен Queen: легендарная рок-группа установила мировой рекорд 43 года спустя

Грязный и прожженный кардиган Кобейна вошёл в книгу рекордов Гиннесса

Гастрольная жизнь главной британской музыкальной рок-группы The Rolling Stones

Цепи, колокольчики, свистки, сирены, медный таз и даже кассовый аппарат. Как записывали знаменитую Yellow Submarine?