В современной школе предмет технология появляется в школьной программе с 5 класса. Может ли пятиклассник самостоятельно осознать его роль в процессе обучения? Навряд-ли. Нужна помощь родителей и учителей.
Но ведь и для многих родителей предмет новый, да и для учителей второстепенный. ЕГЭ по нему не сдавать. О физруках и трудовиках также существует особое мнение. Но так ли все просто на самом деле?
Предмет технология появился в Российских школах в 1993 году и заменил собой технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Но дело не только не столько в смене названия.
Программа предмета технологии стала центральной в общем курсе обучения, чего многие педагоги просто не осознали.
Программа по технологии стала практическим воплощением таких традиционных предметов как алгебра, геометрия, физика, химия, черчение, информатика, биология, ботаника.
При этом возникло несколько проблем. Проблема первая связана с наличием педагогических кадров, учителей технологии. Технологию стали преподавать прежние учителя – трудовики. Ни подходы, ни методы в первое время вообще никак не изменились. Более того, например, в нашей школе переход на новые, современные программы состоялся лишь в 2020-2021 учебном году.
Преподавателей знакомили с ними на курсах повышения квалификации, но на местах вопросы перехода не решались.
Основная причина и она же вторая проблема, которая не решена до сих пор – отсутствие материально – технической базы в школах.
До настоящего времени отсутствует законодательно утвержденный перечень оборудования и инструментов, которые обязана приобрести администрация школы, для выполнения программы по технологии.
Это предоставляет право администрации школы, ссылаясь на дефицит бюджета, игнорировать данный предмет и не тратить на кабинеты технологии деньги, ограничиваясь косметическими ремонтами. Финансовая нагрузка при этом перекладывается на родителей и преподавателей.
Какое-то время государство развивало социально ответственный бизнес и через грантовые конкурсы позволяло образовательным учреждением получить финансирование на конкурсной основе. Однако, эти инициативы постепенно прекратились.
Сегодня проблема развития предмета технология, обозначенного в нормативных документах как основополагающий, вокруг которого и выстраиваются программы по остальным предметам, централизованно не решается.
Значит основная нагрузка вновь ложится на родителей. Будет ли это в форме инициативной группы граждан или какого-либо некоммерческого объединения. В каждой конкретной школе решать вопрос надо по своему, но решать надо.