Писания определяют и иллюстрируют роль женщины в Божьем плане с момента сотворения и до того времени, как возникла ранняя церковь. Из примеров, данных нам в Божьем Слове, мы видим, какое огромное влияние - хорошее или плохое - женщины оказывают на своих домашних, на свое общество и свой народ.
ЖЕНЩИНА В ЭДЕМСКОМ САДУ
Последовательность событий, связанных с грехопадением Адама и Евы в раю, раскрывает перед нами те роли, которые Бог отвел Своему творению.
Дьявольское искушение
Бог сказал человеку: “...От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь” (Быт. 2:16, 17). Этот запрет либо позднее Бог высказал Еве непосредственно, либо - что более вероятно - эти Божьи слова Ева услышала от Адама, когда Бог привел ее к нему. Ева знала, что плод дерева познания добра и зла был запретным, ибо она сказала змею: “...Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть” (Быт. 3:2, 3).
Из той информации, которую Бог дает в книге Бытия, мы можем узнать, что Ева знала о дереве и что ввело ее в грех. (1) Оно было “хорошо для пищи”, (2) оно было “приятно для глаз” и (3) оно было “вожделенно, потому что дает знание” (Быт. 3:6). Змей уверил ее, что она будет “как боги, знающие добро и зло” (Быт. 3:5). После того, как они вкусили плодов этого дерева, Бог сказал: “Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Быт. 3:22). Исходя из текста, можно прийти только к одному выводу: до того, как съесть плод, они не знали, что такое добро и что такое зло. Это должно означать, что они были наивны в области нравственности и не могли испытывать искушение в этих вопросах. Съев плод, они познали добро и зло, но утратили свое простодушие. Если до этого они не имели нравственного сознания, теперь они вошли в Божье царство знания морали.
Вывод о том, что Адам и Ева испортили свою природу, вкусив от плода дерева познания добра и зла, не соответствует истине. Ведь они познали не только зло, но и добро. Если познание зла могло сделать их плохими, тогда почему же знание добра не сделало их хорошими? То, что они вкусили от запретного плода, не испортило их природу; зато этот акт неповиновения сделал их восприимчивыми к той нравственности, которой обладает Бог. Прежде они, как малые дети, не знали добра и зла, а значит, были по-детски невинными (Втор. 1:39; Ис. 7:16). Бог правильно использует Свое знание добра и зла, а человечество не может делать это так же хорошо, как Бог. Очевидно, именно поэтому Бог хотел, чтобы Адам и Ева не ели от плода дерева познания добра и зла: Он знал, что им будет трудно избирать доброе и отвергать худое. Бог установил суровое наказание, потому что хотел внушить им не есть от плода, который породит в них желание воспротивиться Его нравственному и духовному кодексу.
Божье наказание
Согласно Быт. 3:9, 11, Бог вначале обратился к Адаму и спросил его, не нарушил ли он Его волю. Это может указывать на то, что Адам уже занимал руководящую роль как муж Евы. Если это так, то он нес большую ответственность, и с него был больше спрос, чем с Евы. Мы читаем: “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12); “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15:22). Однако роль Адама в согрешении была иной, нежели роль Евы, на что указывают слова из 1 Тим. 2:14: “И не Адам прельщен, но жена, прельстившись впала в преступление”.
Наказание включало создание условий, которых не было до согрешения. (1) До того змей не ползал на животе; после того он был проклят больше остальных животных: ему было велено ползать на животе и есть прах всю свою жизнь. (2) Женщина с того дня должна была испытывать сильную боль при родах, а мужчина должен был господствовать над ней. До этого роды, наверное, были относительно безболезненным. Если мужчина уже главенствовал над ней, тогда это не было Божьим наказанием женщин из-за согрешения. (3) В наказание человеку была проклята земля (Быт. 3:17-19). Кроме того, он должен был возвратиться в землю, из которой был взят. Этих Божьих наказаний, по всей видимости, не существовало до грехопадения.
Скорее всего, Бог предназначил мужчине руководящую роль с самого начала, но провозгласил ее только тогда, когда Адам и Ева вкусили от плода дерева познания зла и добра (Быт. 3:16). “Господствовать” (древнееврейское машал) может переводиться как “царствовать” (Быт. 37:8), “господствовать” (Втор. 15:6) или “властвовать” (“властен”; Исх. 21:8). На протяжении всей мировой истории мужчины играли лидирующую роль. В большинстве культур они в большей степени были заняты мыслями о всем человечестве, чем женщины.
Тот факт, что все другие наказания, которые Бог наложил на Адама и Еву, до сих пор существуют, может указывать на то, что господство мужчины над женщиной в качестве наказания по-прежнему сохраняется. Если это наказание не постоянное, то тогда это исключение. Если Бог не снял его, значит, оно действует и поныне. По-прежнему ли Его воля состоит в том, чтобы мужчина играл главенствующую роль в браке, а также в других взаимоотношениях с женщиной?
Понимание Божьего замысла в данном случае очень важно, потому что Новый Завет ссылается на это событие в Эдемском саду и строит на нем свое учение о роли женщины. Неправильное понимание наказания за грех Адама и Евы может привести к непониманию и других мест в Библии. Нашей целью должен быть не поиск учения, которое бы послужило опорой для наших предрассудков, но стремление понять Божью волю во всех сферах.
Чтобы понять учение, иногда необходимо посмотреть, как оно осуществляется на практике. Кто начал занимать руководящую роль после того, как Адам и Ева согрешили в Эдемском саду? Кого Бог признал лидером в обществе, дома и в религиозных вопросах? Какой была роль женщин до передачи Моисею закона, в соответствии с законом и до того, как Израиль вошел в обетованную землю?
ЖЕНЩИНЫ ДО ПЕРЕДАЧИ ЗАКОНА
Библия не умаляет роль женщин, живших до закона, хотя некоторые могут подумать, что приведенные в ней родословные по мужской линии являются преднамеренным оскорблением женщин. В родословных называются сыновья, а жены и дочери, даже если и упоминаются вскользь, остаются безымянными (Быт. 5:1-32; 10:1-32; 11:10-28), пока мы не доходим до жен Аврама и Нахора (Быт. 11:29).
Благодаря послушанию Авраама, Бог заключил с ним договор (Быт. 22:16-18). Этот договор включал в себя и потомков Авраама, потому что главенствующую роль в доме играл он, а не Сарра (Быт. 18:19). Илий, а не его жена, понес ответственность за неправедную жизнь своих сыновей (1 Цар. 2:27-36; 3:13). Мужчины в то время были облечены большей ответственностью, но и судимы они также были с большей строгостью, и наказывались более сурово.
По всей видимости, Авраам был лидером в своих взаимоотношениях с Саррой. Ведь именно ему явился Бог, когда велел оставить свою землю (Быт. 12:1-3). Свое соглашение с ним Он велел скрепить обрезанием - знаком, который имел отношение только к мужчинам (Быт. 17). Бог заключил еще одно соглашение с Авраамом, которое подтвердил потомкам его мужского пола, Исааку и Иакову: Он обещал благословить и возвеличить их, произвести от них великий народ, благословить через них все племена земные и отдать им Ханаан (Быт. 12:1-3; 17:8; 22:18; 26:3-5; 28:13, 14).
Бог использовал Иосифа, чтобы сохранить народ Израиля во время голода (Быт. 50:20). Такие женщины, как Сарра, Ревекка, Рахиль и Лия играли важную роль в период патриаршества, но представителями родов Бог считал мужчин, а не женщин. Двенадцать колен произошли от сыновей Иакова, а не от его дочери Дины или ее потомков. Обещание о том, что скипетр правителя останется в его племени, было дано Иуде, мужчине (Быт. 40:10).
Бог избрал Моисея и Аарона, чтобы вывести израильский народ из египетского плена (Исх. 7:1, 2) и провести его через пустыню. Он передал закон через Моисея (Ин. 1:17). Бог дал таким женщинам, как Мариамь, дочь фараона, и жена Моисея Сепфора, сыграть выдающиеся роли, однако не позволил им занять такое руководящее положение, какое было у Моисея, Аарона, Иисуса Навина (Исх. 17:9), Халева (Чис. 14:24), семидесяти старейшин (Исх. 24:1; Чис. 11:16, 25) и других мужчин. Мужчины, как например Елдад и Модат, пророчествовали (Чис. 11:26). Книги Библии содержат откровения, данные мужчинам. Записаны только два пророчества, сделанные женщинами, Мариамью и Олдамой, да и те незначительные.
Хотя Мариамь и именуется пророчицей (Исх. 15:20), ее записанное высказывание было сделано женщинам, когда она повела их в ликовании после перехода через Красное море (Исх. 15:20, 21). У нас нет письменного свидетельства о том, что она вела мужчин. Олдама пророчествовала мужчинам, которые пришли к ней неофициально (4 Цар. 22:14-20). На протяжении всего этого периода израильской истории Бог давал руководящие роли мужчинам.
ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА
Мы также видим, что руководящая роль отводится мужчинам и по Моисееву закону.
В дни судей
В дни судей народными вождями были одни мужчины, за исключением Деворы. Она была пророчицей и является важным примером женского руководства. Библия не оставляет никаких сомнений в том, что она судила Израиль и была пророчицей (Суд. 4:4, 5). Однако можно сделать вывод, что она не руководила религиозными делами Господнего собрания. Закон возлагал эту обязанность только на мужчин из племени Левия (Чис. 1:50; 3:9, 10).
В связи с Деворой возникают вопросы, на которые в Библии нет ответов. Народ ли избрал ее на эту должность? Назначались ли судьи с полного Божьего благословения, или же Бог допустил появление судей, как это было с царями Израиля (Осия 13:11)? Взяла ли Девора на себя эту роль потому, что мужчины не справлялись со своими обязанностями? Поставил ли Бог Девору судьей вследствие упадка Израиля, подобного тому, который возник позже в истории этого народа? Бог сказал об Израиле: “Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним” (Ис. 3:12).
Ничего не известно и о ситуации, в которой пророчествовала Девора. Обращалась ли она ко всему собранию Божьего народа или же говорила только небольшим группам в неофициальной обстановке? Пророчествовала мужчинам или только женщинам? Записывала ли она свои пророчества, чтобы их могли прочитать другие, или же устно пророчествовала группам и отдельным людям? Пророчествовала по религиозным или гражданским вопросам? Ничего этого мы не знаем. По этой причине мы должны проявлять осторожность, когда пытаемся построить свои умозаключения о роли женщины исходя из того, что Девора была судьей и пророчицей. Возможно, Бог вынужденно позволил ей быть судьей подобно тому, как разрешил Израилю иметь царей. В качестве пророчицы она, возможно, никогда и не говорила перед большим стечением народа или на религиозных собраниях Божьего народа.
В тот период жили и другие великие женщины: Раав, мать Самсона, Ноеминь, Руфь и Анна. Ни одна из этих женщин, за исключением Деворы, не играла руководящей роли, и в Писаниях нигде не сказано, чтобы они говорили своим семьям так, как говорил Иисус Навин всем коленам Израилевым (Иис. Н. 24:15). Даже в самый мрачный период истории Израиля, когда мужчины, по своим качествам не имевшие права быть священникам, становились религиозными вождями, нигде не написано, чтобы женщины брали на себя лидирующую роль.
В дни царей
Мы можем не понимать всего значения того факта, что Бог ставил царями в Израиле только мужчин. Все военные, религиозные и гражданские руководители, которые перечисляются среди тех, кто служил в Израиле в царствование Давида, были мужчинами (1 Пар. 23—27). Мы могли бы приписать это исключительно культуре, только вот в некоторых случаях нам доподлинно известно, что выбор делал Бог. Если бы это входило в Его планы, то Бог мог бы ставить и женщин на руководящие роли или мог бы дать такое право Давиду, который тоже был пророком. Но даже Соломон, которого Бог сделал мудрейшим из всех правителей, на руководящих постах в своем правительстве использовал только мужчин (3 Цар. 4:1-19).
Мы, правда, читаем о безбожных женщинах, которые брались за управление. Иезавель воспользовалась печатью царя Ахава и погубила Навуфея, чтобы царь смог заполучить его виноградник (3 Цар. 21:7-10). Гофолия захватила власть, убив всех потенциальных наследников престола после смерти своего сына Охозии (4 Цар. 11:1-3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Немало ветхозаветных женщин порой были намного умнее, мудрее, добродетельнее и отважнее мужчин. По своим способностям они были ничуть не ниже мужчин. Пусть им не давались руководящие роли в религиозной области и в гражданском правительстве, но они возвысились благодаря своим мудрым действиям и смиренному служению.
Читайте также: ЖЕНЩИНЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
#женщина #женщины #ветхий завет #христианство #религия