Воскресным вечером на опоре путепровода через железную дорогу сидели две девочки лет по 14-15. С телефонами в руках, заботливо подстелив куртки на холодный бетон, свесив ноги над восьмиметровой высотой. Делали селфи, снимали видео. Взрослые шли мимо. Кто-то задерживал взгляд, но не шаг. Некоторые останавливались, делали фото, которые потом присылали журналистам с вопросом: «А что нам делать?» или с возмущениями: «О чем они только думают, неужели не понимают, что могут упасть и покалечиться?».
Поведение подростков, когда они совершают странные, необдуманные, опасные для жизни поступки мы попросили прокомментировать психолога центра здоровья подростков «Новое поколение» Ирину Тодорову.
— Делая такие селфи, осознают ли подростки опасность? Понимают ли последствия?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать особенности подросткового возраста. Это очень сложный период в жизни человека: становление личности, познание себя, эксперименты с внешностью, вызов обществу, конфликт с родителями и другими взрослыми. В этом возрасте огромную роль играет социальное окружение, которое подталкивает к совершению определенных действий: чтобы быть не хуже других, чтобы быть лучше других, чтобы быть как все…
Нужно учитывать, что формирование головного мозга завершается примерно к двадцати годам. Префронтальная кора, которая как раз и отвечает за оценку последствий совершенных действий, в этом возрасте еще окончательно не сформирована. Нельзя сказать, что подростки не осознают риски. Они понимают, они могут принимать решения. Но больше в виде теории. Вот спросите подростка, совершил бы он тот или иной опасный поступок? Ответит: «Нет, что вы, это же опасно!». И будет при этом абсолютно искренним. А потом оказывается в ситуации, в которой сам делает бездумные вещи. Причем, на вопрос «Зачем?» у него, скорее всего, ответа не будет. Он сам не знает, почему это сделал…
Самое интересное, что если подростку дать время обдумать, то он в опасную ситуацию и не полезет. А вот спонтанно – запросто!
Простой пример: две подружки пришли на мост, чтобы пофотографироваться, не планируя ничего экстремального. Одна из них принимает спонтанное решение, перелезает через перила и становится на опору. Вторая немедленно лезет следом. Спросите у второй, зачем она полезла – внятного ответа вы не получите. «Сама не знаю!» — наиболее вероятный.
Ирина Тодорова подчеркивает, что у детей в пубертатном периоде самое важное – быть принятым в обществе. Если подросток имеет какие-то достижения, качества, способности или таланты, например, в спорте, в учебе, хорошо рисует, поет и так далее, то он будет менее склонен что-либо доказывать себе и окружающим. Следовательно, совершать опасные для жизни и здоровья поступки ему нет нужды.
Подростковый возраст – очень сложный период в жизни как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Родители просыпаются в одно прекрасное утро и понимают, что вместо милой доброй девочки или веселого мальчика рядом с ними вечно недовольный, обидчивый, бурчащий подросток. И здесь самое главное – не потерять связь с вашим гадким утенком. Всего пару лет – и он превратится в прекрасного лебедя, уж поверьте. Но эти пару лет будьте готовы к странным поступкам, обидным словам, бунту, грубости и отчуждению.
Не отпускайте его от себя, не уподобляйтесь подростку, обижаясь на него же. Он не виноват – виновата природа, так осложнившая период взросления. И главное, не давите, не кричите, не ругайте. Разговаривайте!
— Бывают ситуации, когда измученные родители впадают в отчаяние, — говорит Ирина Тодорова. — Они не могут достучаться до своего ребенка, который, кажется, не слышит ни единого слова, что ему говорят. Друзья для него – главный авторитет и главный жизненный ориентир поведения. Собственно, так и есть. В этом возрасте социум становится главным, оттесняя значимых взрослых на второй, а то и на третий план. Если вы не знаете, как уберечь своего колючего ежика от поступков, о которых он потом будет горько сожалеть, обязательно обратитесь к специалисту. Есть способы все наладить, главное этого хотеть.
— Родители могут прийти к нам в центр здоровья подростков «Новое поколение» в детскую поликлинику. Хотите – без ребенка, но лучше, конечно, вместе. Специалист поговорит, разберет ситуацию. Вы знаете, иногда достаточно одной беседы, в которой сторонний человек выступает в качестве медиатора конфликта – и все становится гораздо проще и легче. А вообще, самое главное для родителей сложного подростка – это умение находить компромиссы. Это уже не ребенок, так разговаривайте с ним, как со взрослым: не приказывайте, не кричите, договаривайтесь…
— Как правильно реагировать на ситуацию, подобную той, которую увидели прохожие у путепровода в Светлогорске?
— Ни в коем случает не кричать и не пугать. Дети могут запаниковать только от того, что их заметили, и попытаться быстро перелезть обратно, случайно оступиться и сорваться. Я настоятельно не советую начинать их стыдить, говорить, что они совершают глупый поступок, в общем – избегайте повелительного тона. Спокойно подойдите, начните вежливую беседу. Проявите интерес к тому, что они делают. Предложите альтернативу: «Давайте вы потихоньку аккуратно перелезете, а я вас сфоткаю там, где безопасно, но будет похоже, на то, как вы хотели». Спросите, не нужна ли помощь, предложите помочь.
И еще – не проходите мимо. Не делайте вид, что эта ситуация – в порядке вещей. Не будьте равнодушными. Если все сделают вид что ничего не происходит, то они полезут туда снова, будьте уверены! И кто даст гарантию, что все закончится хорошо?
Воскресная ситуация закончилась благополучно – девочки, заметив, что их снимают, аккуратно взобрались обратно на мост. Но очень хочется, чтобы родители, прочитав этот материал, задумались: чем именно занимаются дети, когда вас нет рядом? Задумались и поговорили с сыном или дочкой по душам, рассказали, как им будет больно, если с ним или с ней что-то случится, как они волнуются, как любят и переживают, и к чему может привести неоправданный риск ради селфи…
Автор: Наталья Лешкевич