Читаю очередную историю о мальчишке, который не дает никому покоя в классе. Дело, увы, обычное – логику дисциплины этот школьник не способен понять с первого класса, и никто не знает, что с ним делать. Бегает по классу во время урока, может стукнуть одноклассника, в периоды затишья сидит под партой – классика. Вызвали учителя родителей, одного за другим (люди простоватые оказались) – отнекиваются тем, что и сами ничего с сыном сделать не могут. Ага, а потом на своей работе мамаша еще и хвастается какой у нее сынулька герой – «учителей строит». Так ничем и не кончилось – дальше «учиться» мальчишечка и все тут.
А как было раньше? Ведь и 30 лет назад такие были. Но давайте вспомним – кажется, такие проблемы были не на слуху? Еще бы – решалось все просто и в мгновение ока.
В нашем маленьком совхозном поселочке, в котором я пошел в свою вторую по счету школу (во второй класс), в 1988-ом году, жил да был парень Славка. По возрасту мой ровесник, но с нами он не учился, я не сразу с ним познакомился, так как жил Славка «в центре», а я с краю поселка. Чуть позже одноклассники мне рассказали, что «Славка, так-то должен с нами учиться», но его выперли сразу после первой четверти первого класса. Как раз за то, что сидел под партой, бегал по классу во время урока и, в принципе, не реагировал на замечания классной руководительницы. А учительница наша, педагогом была сверхопытным, уже в пору моей учебы, с более чем 25-тилетним стажем.
Так, в общении на улице Славка был, ну … относительно нормальным хлопцем. В уличном коллективе пользовался уважением, был в меру дружелюбен, постоять за себя мог, но к слабым, что интересно, не лез. Среди таких, кто остался в «нормальной» школе были куда похлеще Славки и гораздо проблемнее, вот только они были похитрее и соблюдали видимость дисциплины. А вот по внешнему виду легко было определить, что Славка из не совсем благополучной семьи – что я и выяснил для себя уже потом. Лицо как будто вечно неумытое, одежда как будто вечно не стиранная. Я уж и не помню где именно в нашем совхозе работали славкины родители, но по социальному положению маргиналами они не были, но и благополучными крепкими работягами не считались.
А Славку, по итогам первой четверти, администрация нашей тогда еще восьмилетки выпнула в райцентр, во вспомогательную школу. Поселок располагается в 18 километрах от райцентра, 8 км по дороге по направлению к областному центру, и еще 10 уже в сторону. Все было просто, как 15 советских копеек и никого не волновало, как это первоклассник будет добираться до райцентра самостоятельно – автобус же ходят, в чем проблема? Тогда у нас было, как минимум, 3 рейса – утром, после обеда и вечером.
Представляете, какая сейчас была бы буча только по одному этому вопросу? А в те патриархально-позднесоветские времена, администрация даже не поняла бы сути современных претензий со стороны родителей. «Вы должны! Государство обязано дать среднее образование!» - вот на это недоуменно бы ответили – «Так, во-первых, государство должно дать неполное среднее образование, а во-вторых… с чего вы решили, что обязательно в нашей школе? Дадут, дадут, не переживайте, есть коррекционные школы, а еще вечерние – вот там, пожалуйста!»
И все. Никаких вопросов и никаких проблем. Так Славка и ездил в райцентр, по окончанию 8-го класса мы переехали, и я уж не знаю куда он там пошел дальше и пошел ли. Я назвал его школу «вспомогательной», но… точно не уверен, что это было за учреждение. В нашем райцентре тогда было еще одно «легендарное» учебное заведение, известное среди местных, как «Лесная школа», для еще более альтернативно развитых индивидуумов. К слову, именно Славка как-то раз в качестве «гида» проводил туда «экскурсию» для нескольких односельчан. Вернулись пацаны под большим впечатлением и с кучей рассказов, в которых хоть и нет ничего криминального, но все-таки по цензурным соображениям здесь их привести нельзя.
Полагаю, у тех, кто учился в 80-е и в 90-е тоже были такие знакомые (а то и одноклассники) Славки.