Найти тему
Руслан Ярханов

Фантазии. Эпизод 2. Игра на выживание.

Оглавление
Авария Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмильтона.
Авария Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмильтона.

Этот сезон определенно начинает баловать всех поклонников Формулы-1, такой плотной борьбы за титул и такой частой смены лидеров в общем зачете не бывало минимум года 3-4, если не больше. Это очень радует и хочется, чтоб все это продолжалось до финала в Абу-Даби, однако негативный опыт пискляво напоминает, что частенько один из лидеров просто перехватывает инициативу, проходится катком по всему пелотону и уже за 2-3 гонки до конца сезона становится чемпионом, оставляя фанатов с ощущением отобранной конфеты.

Знаете, что меня напрягает в Формуле-1 больше всего? Досрочное чемпионство. Это, наверно, самая неочевидная проблема самой престижной автогоночной серии мира. И, что характерно, мир уже придумал решение этой проблемы. Стоит перекинуть взор за океан и увидеть, что в НАСКАР есть система, которая не позволяет выявить чемпиона раньше, чем после финиша последней гонки. Плей-офф или игра на выбывание.

Для несведущих в двух словах обрисую, что это такое и как работает. За 10 гонок до конца сезона из числа гонщиков отбирается 16 человек. Для попадания в эти топ-16 необходимо выиграть хотя бы 1 гонку в сезоне, либо, если побед нет, быть всегда в топе и надеяться, что за сезон наберется победителей меньше 16. Далее в первом раунде плей-офф проходили 3 гонки, где эти 16 пилотов боролись в первую очередь друг между другом. Победа в одной из гонок гарантирует проход в следующий раунд, по итогам трех гонок четверо худших отсеиваются и продолжают чемпионат наравне с не квалифицировавшимися в плей-офф. И так далее еще два раунда, к финальной гонке претендентов на титул остается четверо и в гонке их борьба сводится к тому, что титул выиграет тот, кто финиширует выше троих остальных. То есть все четверо могут быть в самом хвосте на финише, но титул выиграет тот, кто оказался первым в этой четверке.

Эта система очень хорошо бы сбалансировала силы и в Формуле-1. Но она требует ряд коррекций. Во-первых, плей-офф из 10 гонок при 22-23 гонках в сезоне – непозволительная роскошь. Во-вторых, 16 претендентов в плей-офф – тоже многовато, это почти весь пелотон, тогда смысла отборочного этапа сезона просто нет.

В общем, я решил немного поиграться с цифрами и пересчитал итоги сезонов Формулы-1 с 2010-го года с учетом правила плей-офф. Правила такие:

  • Плей-офф начинается за 4 этапа до конца сезона;
  • В плей-офф выходят 3 лучших по очкам гонщика по итогам регулярного сезона;
  • В плей-офф также выходят 2 гонщика по уайлд-кард, имеющие наибольшее количество побед среди всех остальных гонщиков;
  • В случае равенства количества побед у двух и более гонщиков в учет берется количество вторых мест, третьих мест и так далее;
  • В гонке раунда плей-офф помимо стандартного набора очков, которые идут в копилку команды в Кубке Конструкторов, учитывается и порядок финиша претендентов;
  • Последний гонщик из числа претендентов по итогам гонки раунда плей-офф выбывает из гонки за титул, но продолжает сезон наравне с не квалифицировавшимися в плей-офф;
  • В случае, если два и более претендентов сходят с дистанции в гонке плей-офф, выбывает тот, кто сошел раньше остальных;
  • В случае, если один из претендентов по той или иной причине не может выйти на старт гонки, он автоматически выбывает из борьбы за титул чемпиона;
  • Чемпионом Мира становится гонщик, финишировавший в финале сезона выше, чем второй претендент.

Начну с сезона 2010 года.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2010.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2010.
Результат плей-офф сезона 2010.
Результат плей-офф сезона 2010.

Как видно из таблиц, имена чемпиона и вице-чемпиона совпадают с реальными результатами.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2011.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2011.
Результат плей-офф сезона 2011.
Результат плей-офф сезона 2011.

Сезон 2011-го года преподносит первый сюрприз. Марк Уэббер мог бы стать чемпионом. если бы придуманная мной система была введена уже тогда. А Дженсон Баттон смог бы запросто сохранить второе место за счет стабильных финишей. Как видно, стабильность и высокие финиши в финале сезона имеют большую ценность, чем доминирование в начале сезона. В реальности Себастьян Феттель выиграл свой второй титул не просто легко, а очень легко.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2012.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2012.
Результат плей-офф сезона 2012.
Результат плей-офф сезона 2012.

В 2012-м году Фернандо Алонсо мог бы закрыть гештальт в своих отношениях с третьим чемпионским титулом и из недотрехкратного стать трехкратным чемпионом.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2013.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2013.
Результат плей-офф сезона 2013.
Результат плей-офф сезона 2013.

Финал сезона 2013-го года не спасло бы ничто. Сверхдоминирующий Себастьян Феттель в реальности отпраздновал титул уже в Индии, однако если бы в том году применилась система с плей-офф, возможно, финал был бы чуть менее предсказуемым, ибо известно, что последние гонки того года все остальные команды проводили вполсилы, явно готовясь к новому регламенту.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2014.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2014.
Результат плей-офф сезона 2014.
Результат плей-офф сезона 2014.

Как и 2013-й, сезон 2014-го года также не смогло бы спасти ничего. Доминация Mercedes была настолько катастрофична, что плей-офф лишь оттянул бы неизбежное.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2015.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2015.
Результат плей-офф сезона 2015.
Результат плей-офф сезона 2015.

В целом, 2015-й год и в реальности был продолжением года 2014-го. Однако, стоит заметить, что Нико Росберг провел этот сезон сильно увереннее, что позволило ему бороться за титул до последних этапов и в реальности. А в случае использования плей-офф Нико и вовсе стал бы чемпионом на год раньше.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2016.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2016.
Результат плей-офф сезона 2016.
Результат плей-офф сезона 2016.

А вот здесь, наверно, единственный случай, когда и без каких-либо улучшайзеров концовка сезона оказалось накаленной до предела. 2016-й год можно с уверенностью называть единственным годом, когда имеющаяся система определения лучшего не требовала никаких изменений. Но, справедливости ради, надо сказать, что это было скорее вопреки, а не благодаря.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2017.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2017.
Результат плей-офф сезона 2017.
Результат плей-офф сезона 2017.

В реальности Льюис отпраздновал титул в Мексике, что превратило последние гонки в формальность. Плей-офф явно заставил бы британца выступать лучше. В случае применения моей системы, Льюис в той же Мексике выбыл бы из гонки за титул, а вот его партнер, Валттери Боттас, внезапно для себя в первый же сезон за Mercrdes, стал бы чемпионом.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2018.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2018.
Результат плей-офф сезона 2018.
Результат плей-офф сезона 2018.

Достаточно напряженная концовка, во многом благодаря умению Макса Ферстаппена раскатываться в конце сезона. Тем не менее, титул был бы у Хэмильтона, но финал был бы однозначно интересным.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2019.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2019.
Результат плей-офф сезона 2019.
Результат плей-офф сезона 2019.

Собственно, лишнее подтверждение того, что система имеет право на жизнь. Стабильно высокие финиши Льюиса Хэмильтона в конце сезона (даже несмотря на 7 место в Бразилии, до столкновения двух Ferrari он шел в группе лидеров) позволили бы ему выиграть титул даже через плей-офф.

Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2020.
Таблица пилотов за 4 этапа до конца сезона 2020.
Результат плей-офф сезона 2020.
Результат плей-офф сезона 2020.

Столь необычная первая тройка обусловлена внешними обстоятельствами как минимум, однако же незаслуженным второе место Пьера Гасли назвать язык не поворачивается. Макс Ферстаппен же в очередной раз доказал, что он умеет необычайно крепко проводить заключительные этапы чемпионата, именно это умение позволило бы ему стать чемпионом мира.

СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ.

Сравнение троек призеров.
Сравнение троек призеров.
Детализация по пилотам.
Детализация по пилотам.

ВЫВОД.

Какие выводы можно сделать по итогам такого не совсем серьезного эксперимента? По большому счету, наверно, никаких. История не терпит сослагательного наклонения, в иных условиях и с иными правилами очень маловероятно, что уже состоявшиеся чемпионы так вальяжно проводили бы последние гонки сезона. Однако, что можно говорить точно, так это то, что такие правила превратили бы последние гонки в борьбу лучших с лучшими за наивысший результат, а не в пустую формальность. И точно можно сказать, что по такой системе более точной была бы оценка лучшего союза таланта и техники.

На этом, пожалуй, все. Не скажу, что такая аналитика (если это вообще можно аналитикой назвать) была сильно сложной, скорее муторной. Тем не менее, буду рад любой обратной связи и дискуссии.

Спасибо за внимание.

#формула-1 #макс ферстаппен #льюис хэмильтон #себастьян феттель #шарль леклер #пьер гасли #дженсон баттон #марк уэббер #валттери боттас #нико росберг