В конце 1960-х годов принятое решение о строительстве КАМАЗа потребовало серьёзной реконструкции и расширения 40 с лишним заводов и строительства 30 новых предприятий в СССР (!). Другими словами КАМАЗ дал новую жизнь уже существующим заводам и, благодаря КАМАЗу, были созданы десятки тысяч новых рабочих мест! КАМАЗ – большой национальный проект, привёл в движение огромное количество людей по всей стране, повёл за собой десятки предприятий Советского Союза. Среди них были Ставропольский и Красноярский заводы автоприцепов, Нефтекамский завод автосамосвалов, Борисовский завод Автогидроусилитель, Ярославский завод дизельной аппаратуры и многие-многие другие…Заводы-спутники КАМАЗа – такое название они имели в то время.
Внизу материал из журнала «За рулём» №11 за 1978 год.
Внизу статья из «Строительной газеты» от 1 января 1979 года.
Совет Министров СССР распоряжением от 27 апреля 1970 года № 790 принял предложение Госплана СССР и Министерства автомобильной промышленности СССР о строительстве в 1970-1974 годах в районе восточнее Красноярска (Емельяновский район, посёлок Терентьево) завода по производству тракторных и автомобильных прицепов и полуприцепов мощностью 100 000 штук в год. Планировалось, что наряду со строительством завода будет построен и современный город на 30-50 000 человек (сегодня это город Сосновоборск). Приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 19 августа 1970 года № 238 завод был переименован в Красноярский завод автомобильных и тракторных прицепов Главного управления по производству специализированного автомобильного транспорта. Подробнее историческая летопись Красноярского завода здесь - http://sibindustry.ru/firm.asp?prm=9429&tabindex=1
Внизу фотоинформация из газеты «Красноярский рабочий» от 24 января 1979 года.
Замечу, что использование красноярских прицепов и полуприцепов в составе камских грузовиков позволяло говорить об увеличении грузоподъёмности автомобилей КАМАЗ в 2 и более раз.
Но размещение Красноярского завода - спутника в тысячах километрах от Набережных Челнов несло в себе и множество проблем. Внизу статья из газеты «Социалистическая Индустрия» от 12 февраля 1981 года, рассказывающая об одной из них.
Как и на многие советские заводы и предприятия помимо выпуска основной продукции на Красноярский завод автомобильных прицепов возлагалась дополнительная задача по выпуску товаров народного потребления (ТНП). Как с этим обстояли дела в Красноярске, рассказывается в газете «Красноярский Рабочий» от 3 марта 1982 года.
Как назывался Красноярский завод в разное время? Красноярский завод автомобильных прицепов (1976 -1990), Сосновоборский машиностроительный завод (1990 - 1991), ЗАО «БЕСОТРАЛ» (1991-2001), Красноярский завод прицепной техники (2001- 2009).
Примечательно, что во второй половине 1980-х годов Красноярский завод автомобильных прицепов Министерство автомобильной промышленности хотело включить в состав Производственного объединения «КАМАЗ». Но Татарский обком КПСС выступил против этого предложения. Посмотрите черновики писем Усманова Гумера Исмагиловича – первого секретаря Татарского обкома КПСС (1982-1989) Пугину Николаю Андреевичу – министру автомобильной промышленности СССР (1986-1988). Эти документы передал в Музей КАМАЗа Курдин Пётр Геннадьевич.
В пору расцвета в 1985 году на Красноярском заводе автомобильных прицепов работало 11 000 человек. Сегодня этого завода нет.