Найти тему
Загадки истории

Триумф революции #1.4/Франция в огне/4.Человек расстрелявший Лион

Франция в огне

4.Человек расстрелявший Лион

«Революция пожирает своих де­тей» - формула, выведенная Дан­тоном в момент встречи с ма­дам гильотиной, казалось бы, актуальна всегда. И для всех. Хотя, если внимательно смотреть в прошлое, эта формула работает довольно избирательно...

В огненных вихрях революции нередко вызревают личности, которые революции не по зубам. Как говорится, кишка тон­ка. Вспомните револю-ционеров сталинской закваски — Кагановича, Молотова, Микояна. Палачи, отправившие на эшафоты миллио­ны ни в чем не повинных людей, чьи подписи украшали почти каж­дый расстрельный список 1930-1940-х годов, вопреки логике уце­лели, дожили до глубокой старости и умерли, окруженные внуками и правнуками, в собственных постелях, как праведники и герои.
И такие персонажи были во все времена. Один из них — Жозеф Фуше. Христианин, отвергший Христа. Якобинец, отправивший на эшафот Робеспьера и десятки других друзей-якобинцев. Верный слуга Директории, предавший Директорию. Один из главных спод­вижников Наполеона, сдавший Наполеона.

Жозеф Фуше: якобинец и роялист, предавший всех!
Жозеф Фуше: якобинец и роялист, предавший всех!

Мятеж против мятежа

В жизни этого вероломного честолюбца было немало позорных и страшных страниц. Но одна из самых «живописных» и впечатляю­щих — это период с октября 1793-го по апрель 1794 года.
34-летний якобинец, который до революции был служителем ду­ховного ордена, преподавал философию и математику и даже дослу­жился до начальника колледжа в Нанте, прибыл в Лион в начале но­ября 1793 года.
Надо сказать, что у Лиона был повод для мятежа. Город встретил события 1792 года с симпатией. В столице ткачей имелось немало людей с революционными убеждениями. Существовал даже якобин­ский клуб, чья программа была радикальней, чем у столичного со­брата. Лионцам, чьим главным кормильцем был шелк, казалось, что пришедшие к власти люди сумеют оживить производство, наладить торговлю, снизить цены на продукты и жилье. Но шло время, а рево­люционеры только и делали, что принимали законы о новых налогах. А собранные деньги тратили на оплату революционного трибунала, никому не нужные праздники и увеселения бедноты. Местный пред­водитель якобинцев Жозеф Шалье, священник-расстрига и мелкий торговец, был идеалистом и человеком крайне своеобразным. Ког­да в Париже разрушили Бастилию, он прибыл в столицу, отыскал большой камень из стен Бастилии и в течение шести дней тащил его в свой город. После чего установил на площади и провозгласил его «революционным амвоном». Отныне свои речи он произносил ис­ключительно стоя на этом камне.
Но революционная романтика быстро закончилась — пришла пора террора. По просьбе Шалье из Парижа привезли гильотину, на­мереваясь пустить ее в работу. И народ взбунтовался. Шалье и его со­ратников арестовали. И в июле 1793 года Жозеф Шалье на своей шее испробовал, что такое гильотина. Так как палач, управлявший меха­низмом, был новичком, слишком тупой нож трижды опускался на шею Шалье. Но безуспешно — тот был жив. На четвертый раз палач сжалился и отсек ему голову саблей.

Наполеон вручает Фуше акт об отречении от престола
Наполеон вручает Фуше акт об отречении от престола

Призванные революцией

Когда в Париже узнали о лионском мятеже, то сильно обеспокои­лись. Тем более что очаги контрреволюции вспыхнули и в Тулоне, и в Марселе. И якобинцы решили на примере Лиона показать, что бу­дет с теми, кто противится ходу истории. Решили ввести в Лион вой­ска, мятежников казнить, дома разрушить, а в центре бывшего го­рода воздвигнуть в назидание потомкам колонну с надписью: «Лион боролся против свободы — Лиона больше нет».
В течение двух месяцев Лион отбивался от превосходящей его по численности революционной армии.
9 октября 1793 года Лион пал. В город вошла революционная ар­мия. Разрушением города должен был заниматься посланный Кон­вентом Жорж Кутон. Инвалид, который передвигался на носилках (у него были парализованы ноги), прибыл в город и... был сражен его красотой. Он не смог выполнить приказ Конвента и только имити­ровал бурную деятельность, угрожая лионцам, но не предприняв ни­ каких действий.
И Конвент, видя это, решил все же довести свои угрозы до кон­ца. Для этого в Лион были посланы бывший актер Жан-Мари Колло д’Эрбуа и бывший учитель и монах Жозеф Фуше.
Говорили, что у д’Эрбуа по отношению к Лиону были личные счеты: ког­да он был актером, в Лио­не его освистали. И с тех пор мелкая и тщеславная душонка лицедея жажда­ла мести. Но у Фуше по­водов ненавидеть Лион не было. Более того, хлад­нокровный и хитроум­ный Фуше до прибытия в Лион избегал кровопролития. Он понимал: казни — это всего лишь один из способов дер­жать людей в страхе и повиновении. Но для этого вполне достаточ­но угроз. И многие лионцы, зная о нраве осмотрительного и крайне осторожного Фуше, полагали, что и на этот раз он будет вести себя точно так же.
Но эти надежды были тщетными. Фуше чутко прислушивался к настроениям, царящим в Конвенте. А там жаждали большой крови!

Жозеф Фуше отдает артиллерийскому расчету приказ о расстреле
Жозеф Фуше отдает артиллерийскому расчету приказ о расстреле

Актер умирает в режиссере

Главная роль в кровавой лионской трагедии принадлежала Жозе­фу Фуше. Он начал с того, что устроил грандиозный фарс: пышные символические похороны Жозефа Шалье. Для этого было организо­вано шествие, впереди которого шли четверо якобинцев. Они с по­честями пронесли по городу носилки, на которые установили бюст Шалье, урну с его прахом и клетку с голубем — невинная птица яко­бы навещала приговоренного к смерти революционера в тюрьме. За носилками санкюлоты волокли по мостовой церковную утварь, кон­фискованную из городских соборов. Замыкал процессию осел с епи­скопской митрой на голове и Библией, привязанной к хвосту.
Церковную утварь привезли на главную площадь и торжествен­но сожгли. Этим был дан сигнал к расправе. Началось настоящее безумие. По городу ходили саперы, которые закладывали взрывчат­ку под фундаменты домов. После этого женщин и детей вооружали кирками и лопатами и заставляли ломать то, что уцелело после взры­ва. В течение нескольких дней прекрасная архитектура города была уничтожена.
А Фуше тем временем разгружал тюрьмы, где томились тысячи людей. Он отказался от применения гильотины. Дескать, этот меха­низм слишком медлителен и неэффективен. И приказал доставить 60 случайно выбранных арестантов на равнину Бротто, расположен­ную на противоположном берегу реки Роны.
Там уже их ждали пушки. Людей связали попарно, образовав мяту­щийся клубок. И начали палить из пушек. Люди превращались в окро­вавленные клочья. У некоторые были оторваны руки и ноги, из ра­зорванных животов волочились окровавленные кишки. Несчастных добивали кавалеристы. В награду тем, кто стрелял и рубил, разрешали снимать одежду с еще теплых тел.
На следующий день Фуше приказал таким образом убить еще 208 человек. И если в первый раз трупы зарыли в специально вырытом рву, то в последующие дни разорванные тела сбрасывали в Рону. Фуше объявил, что это пропагандистский трюк: дескать, пусть тела плывут до Тулона, где их увидят остальные мятежники и ужаснутся ярости революционного народа.

Лионское восстание 1793 года стало для вероломного якобинца очередной ступенькой в карьере
Лионское восстание 1793 года стало для вероломного якобинца очередной ступенькой в карьере

Казни продолжались в течение нескольких недель. Люди, тре­петавшие от ужаса, стали жаловаться на действия палачей. В Пари­же забеспо-коились, вызвали в конвент д’Эрбуа. И бывший актер, не моргнув глазом, заявил, что этот способ казни — наиболее гуманен. «Да, мы уничтожили 200 осужденных одним залпом, и нас упрека­ют за это. Разве не понятно само собой, что это было актом гуманно­сти? Когда гильотинируют 20 человек, то последний из осужденных 20 раз переживает казнь, в то время как таким путем 20 предателей погибают одновременно».
А Фуше, оставшись один, снизил количество казней. Гильотина продолжала работать, но хитрец Фуше на всякий случай периоди­чески казнил еще и якобинцев. Ему нужно было подстраховаться со всех сторон.
И что вы думаете? Трюк сработал. Фуше вовремя уловил новое ду­новение в Конвенте — там решили сменить тактику и начали убивать тех, кто слишком рьяно жаждал крови.
В начале апреля 1794 года Жозеф Фуше покинул Лион. Он оста­вил за спиной разрушенный город и гору трупов. Всю последующую жизнь он тщательно маскировал следы преступлений: уничтожал документы, перекладывал вину на д’Эрбуа, даже скупил все медали, которые выпустили по случаю подавления мятежа в Лионе.
Жозеф Фуше истребил все, что напоминало о его роли в лион­ском терроре. Все, кроме памяти.
А это единственный документ, не поддающийся уничтожению.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)




С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц