Найти в Дзене
Авто-дао Дзена

Почему в СССР многие поездки и перелеты были через Москву

Те, кто жил в СССР, помнят, что многие маршруты проходили через Москву. Даже если вам для этого надо было сделать порядочный крюк.

Вспомню пару примеров из собственного советского детства:

1) наша туристическая группа из маленького городка Красноярского края должна была добраться до Одессы.

Вначале мы доехали на автобусе до аэропорта Красноярска – порядка 320 км. Затем мы на самолете долетели до Москвы – 3352 км по прямой, а из Москвы на другом самолете в Одессу – 1136 км по прямой.

Понятно, что маршруты далеко не всегда следуют по пресловутой «прямой». Но мы здесь берем, так сказать, среднее арифметическое.

Таким образом, в общей сложности мы налетали 4488 км плюс наездили 320 км. Примерно. И это в то время, как прямой путь из Красноярска до Одессы составляет всего 4297 км, т. е. на 191 км меньше фактического «полетного» расстояния.

Кому-то эта разница может показаться незначительной.

Но учитывайте, что из-за пересадки в Москве мы потратили время и деньги (пришлось ночевать в гостинице, несколько раз перекусывать и передвигаться по городу), плюс по самой столице мы наездили наверняка еще много десятков километров;

Кадр из комедии Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»
Кадр из комедии Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»

2) из маленького городка Красноярского края нам надо было попасть в Киев. И опять – 320 км до аэропорта, опять – самолет в Москву, а затем в нужный город.

По прямой выходило:

  • от Красноярска до Москвы – 3352 км;
  • от Москвы до Киева – 755 км;
  • в общей сложности с пересадками от Красноярска до Киева – 4107 км собственно полета.

А без «промежуточных станций» от Красноярска до Киева – 4051 км. Здесь, вроде, разница поменьше: каких-то 56 км. Но добавим вновь затраченные при этом время и деньги, а также переезды-разъезды в Москве. Допустим, только между Домодедово и Шереметьево по прямой – 257 км. А уж сколько километров наматывалось еще по самому городу...

Описанные мною 2 ситуации еще незначительны. Но ведь бывало, что люди летали чуть ли не в соседний в своем регионе город через Москву, которая находится через половину страны от них.

Фото сделано автором поста из самолета
Фото сделано автором поста из самолета

То же касалось поездок на поездах. Граждане тряслись в плацкарте до столицы, в ней делали пересадку и далее ехали в нужный им город, например на берегу Черного моря.

Никто не говорит, что прямых рейсов не было в принципе. Разумеется, они были. Но и трансферов-транзитов через столицу было немало. Вот и получалось, что на многие поездки (будь то туристический вояж, служебная командировка или визит к родне) людям приходилось закладывать время с учетом посещения столицы.

Почему? Что за странная традиция?

Безусловно, главная причина была в том, что маршруты еще просто не успели «проложить». «Москва не сразу строилась, не сразу все устроилось».

Помните известный слоган из советских времен: «Летайте самолетами "Аэрофлота"»? Так вот люди уже в то время понимали бeccмыcлeнность этого призыва, ведь, кроме «Аэрофлота», других компаний не было и летать было больше не с кем. Стало быть, просто не было еще много рейсов.

Однако есть и вневременнАя, универсальная причина.

Оказывается, поездки и перелеты чуть ли не в соседние города через Москву существуют и сегодня. И это не устаревшие маршруты, но рейсы, организованные для четких целей.

А цели эти – получение прибыли авиакомпаниями.

Конечно, сами путешественники заинтересованы в недолгих перелетах.

Но тогда многие маршруты между средними и маленькими городами просто бы не были востребованы. Летали бы из пункта «А» в пункт «Б» пару дедушек и пару командировочных в неделю, а фирмы терпели бы убытки. Как недавно признались в СМИ сами сотрудники одной из таких авиакомпаний, «на местных авиалиниях не заработать».

Так появилась система хабов. В один город (допустим, в столицу страны или в самый большой город региона) направляются маршруты из всех остальных населенных пунктов, в которых есть аэропорты. И пассажиры попадают в нужную точку на карте не более чем за 1 пересадку.

По статистике, главный пассажиропоток в Российской Федерации приходится на 3 аэропорта в Москве и на Пулково в Питере. За ними следуют аэропорты Сочи, а также Екатеринбурга и Новосибирска.
И например, до сих пор, чтобы добраться дешевле из Томска в Москву, надо доехать на автобусе до Новосибирска, а оттуда улететь уже в столицу.
Подобные особенности действуют сейчас и уж тем более действовали в советское время и для международных рейсов.
Так, Эльдар Рязанов в комедии заставил своих итальянцев из Рима сначала добираться в Москву, а потом уже ехать на наземном транспорте в Ленинград. :)
Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»
Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Но и самим пассажирам система хабов может быть выгодна, поскольку она позволяет снижать цены на авиабилеты.

Вот поэтому до сих пор иногда в соседние города приходится летать транзитом «от Москвы до самых до окраин». Или из Читы в Иркутск через Санкт-Петербург, как недавно описывали в «Комсомольской правде» (629 км по прямой между этими сибирскими городами, в то время как перелет с пересадкой в Северной столице занимает 4897 + 4416 = 9313 км... вот это разница!).

Также читайте занятную статью «Как в СССР пассажиры прятали деньги, когда ездили в поездах» и полезный пост «Авиабилеты со скидкой и бесплатные билеты на самолеты: кто и как может их приобрести».

#транспорт #самолеты #путешествия #россия #ссср #история #путешествие #общество #авто