Найти тему
Музей истории религии

Фелонь и крест (от ХVIII века и до наших дней). Часть I

В коллекции тканей Государственного музея истории религии имеется немало образцов православных священнических облачений. Заметную часть из них составляют фелони - рясы священнослужителей. История этого одеяния уходит корнями вглубь веков. Древнейшая фелонь представляла плащ-накидку из прямоугольного куска шерсти, которая могла укрыть человека от непогоды. По преданию, такую одежду носили апостолы во время проповеди христианства в дальних землях. В самом начале становления древней Церкви священные Таинства уже совершались в специальной, а не повседневной одежде, которая со временем вобрала в себя множество сакральных символов. Известно, что первые священнические фелони были белого цвета – цвета чистоты и славы Божией. Фелонь представляла собой длинное полотно ткани спереди и сзади, с вырезом для головы, без рукавов и твердых вставок в верхней части. В ХI-ХII веках богослужебные рясы стали изготавливаться из ткани, с узором из крестов («полиставрий»), но право носить такие одежды имело только высшее духовенство – митрополиты и патриархи. Со временем, к ХV веку и епископы получили право носить полиставрий на рясах. Еще спустя несколько столетий появился спереди полукруглый вырез, а подкладка оплечья стала укрепляться войлоком или холстом. На спине в верхней части размещался крест. Этот главный христианский символ означал крест, который нес на своих плечах Иисус, восходя на Голгофу. В таком виде фелонь и дошла до наших дней.

Священнические облачения на выставке «Нить молитвы сквозь века» в Музее истории религии, 2014 г.
Священнические облачения на выставке «Нить молитвы сквозь века» в Музее истории религии, 2014 г.

Но каждая эпоха оставляла свой след в декоре этого облачения. Русь издавна славилась своим шитьем шелком и золотом. В светлицах создавались настоящие шедевры отечественного прикладного искусства. На примере креста на спине фелони мы можем проследить разнообразие материалов и техник, а также художественных стилей в искусстве, начиная с ХVIIIвека и по нынешний день.

Крест на фелони. Нач. XVIII века. Из собрания Государственного музея истории религии
Крест на фелони. Нач. XVIII века. Из собрания Государственного музея истории религии

В позднем Средневековье в России искусство шитья достигло своего совершенства. В этот период излюбленным приемом в шитье было добавление низок жемчуга, драгоценных камней, стразов в оправах. В вышивке популярным мотивом стала императорская корона, которая заимствовалась из узоров привозных итальянских тканей. Симбиоз непластичных материалов ювелирного искусства и тончайшего золотного шитья – характерная особенность в прикладном искусстве ХVII– нач. ХVIII веков.

Крест на фелони. Кон. ХVIII - нач. ХIХ вв. Из собрания Государственного музея истории религии
Крест на фелони. Кон. ХVIII - нач. ХIХ вв. Из собрания Государственного музея истории религии

Эпоха рококо оставила свой яркий след в искусстве ХVIII столетия. Зародившись во Франции, этот стиль пустил свои корни и в России. Причудливые украшения на дамских платьях и мужских камзолов в виде мелкого цветочного орнамента, рокайлей, косых сеточек, рогов изобилия можно увидеть и в декоре священнических облачениях. В шитье новшеством служила цветная фольга, которая могла быть самостоятельным элементом декора или переливчатым фоном, поверх которого проходила вышивка. Формы креста в этот период самые разнообразные; от прямых равноконечных крестов до причудливых, со сложными многоступенчатыми окончаниями.

Крест на фелони. Вторая половина ХIX века. Из собрания Государственного музея истории религии
Крест на фелони. Вторая половина ХIX века. Из собрания Государственного музея истории религии

Для ХIХ века была характерна быстрая смена стилей: классицизм, историзм и модерн – все эти этапы нашли свое воплощение и в оформлении священнических облачений. Историзм, с его многочисленными ответвлениями, пожалуй, в церковном искусстве проявил себя ярче всех; одно из его направлений - «русский стиль». Этот стиль обратился к народному искусству. Формы крестьянского ремесла стали образцами для подражания. Так, например, крест на фелони из Музея истории религии, выполнен в технике «тамбурного шва». Этот вид вышивки был известен на Руси издавна и назывался «швом в цепки», но стал особенно популярен в ХIХ в. Для этой вышивки использовали круглые пяльцы; натянутая ткань напоминала верх барабана (tambour, франц.), отсюда и название шва.

Крест на фелони. Нач. ХX века. Из собрания Государственного музея истории религии
Крест на фелони. Нач. ХX века. Из собрания Государственного музея истории религии

Стандартизация в текстильной промышленности во второй половине ХIХ коснулась и церковных облачений. Развитие отечественных мануфактур и увеличение конкуренции среди фабрикантов, с одной стороны, удешевляло продукцию, с другой, значительно снижало индивидуальность церковных облачений. В торговых лавках продавались и облачения, и отдельные шитые кресты и кустодии (звезды) к ним. Стандартный образец креста из бити, шитый по шнуру, с ажурными окончаниями - весьма типичный образец конца ХIХ – начала ХХ веков.

Крест на фелони. ХXI век. Мастерская «Покров». Из собрания Государственного музея истории религии
Крест на фелони. ХXI век. Мастерская «Покров». Из собрания Государственного музея истории религии

На сегодняшний день существуют десятки мастерских, которые специализируются на изготовлении декора, а также личного и доличного шитья вручную. Мастера творчески подходят к традициям прошедших столетий, и умело вносят технические новшества. В собрании ГМИР имеются образцы современных священнических облачений, выполненных в мастерской «Покров». Крест создан в традиционной технике - низание жемчугом. Между бусинами проложены металлические пружинки (трунцалы), которые выгодно подчеркивают художественные особенности креста.