В коллекции тканей Государственного музея истории религии имеется немало образцов православных священнических облачений. Заметную часть из них составляют фелони - рясы священнослужителей. История этого одеяния уходит корнями вглубь веков. Древнейшая фелонь представляла плащ-накидку из прямоугольного куска шерсти, которая могла укрыть человека от непогоды. По преданию, такую одежду носили апостолы во время проповеди христианства в дальних землях. В самом начале становления древней Церкви священные Таинства уже совершались в специальной, а не повседневной одежде, которая со временем вобрала в себя множество сакральных символов. Известно, что первые священнические фелони были белого цвета – цвета чистоты и славы Божией. Фелонь представляла собой длинное полотно ткани спереди и сзади, с вырезом для головы, без рукавов и твердых вставок в верхней части. В ХI-ХII веках богослужебные рясы стали изготавливаться из ткани, с узором из крестов («полиставрий»), но право носить такие одежды имело только высшее духовенство – митрополиты и патриархи. Со временем, к ХV веку и епископы получили право носить полиставрий на рясах. Еще спустя несколько столетий появился спереди полукруглый вырез, а подкладка оплечья стала укрепляться войлоком или холстом. На спине в верхней части размещался крест. Этот главный христианский символ означал крест, который нес на своих плечах Иисус, восходя на Голгофу. В таком виде фелонь и дошла до наших дней.
Но каждая эпоха оставляла свой след в декоре этого облачения. Русь издавна славилась своим шитьем шелком и золотом. В светлицах создавались настоящие шедевры отечественного прикладного искусства. На примере креста на спине фелони мы можем проследить разнообразие материалов и техник, а также художественных стилей в искусстве, начиная с ХVIIIвека и по нынешний день.
В позднем Средневековье в России искусство шитья достигло своего совершенства. В этот период излюбленным приемом в шитье было добавление низок жемчуга, драгоценных камней, стразов в оправах. В вышивке популярным мотивом стала императорская корона, которая заимствовалась из узоров привозных итальянских тканей. Симбиоз непластичных материалов ювелирного искусства и тончайшего золотного шитья – характерная особенность в прикладном искусстве ХVII– нач. ХVIII веков.
Эпоха рококо оставила свой яркий след в искусстве ХVIII столетия. Зародившись во Франции, этот стиль пустил свои корни и в России. Причудливые украшения на дамских платьях и мужских камзолов в виде мелкого цветочного орнамента, рокайлей, косых сеточек, рогов изобилия можно увидеть и в декоре священнических облачениях. В шитье новшеством служила цветная фольга, которая могла быть самостоятельным элементом декора или переливчатым фоном, поверх которого проходила вышивка. Формы креста в этот период самые разнообразные; от прямых равноконечных крестов до причудливых, со сложными многоступенчатыми окончаниями.
Для ХIХ века была характерна быстрая смена стилей: классицизм, историзм и модерн – все эти этапы нашли свое воплощение и в оформлении священнических облачений. Историзм, с его многочисленными ответвлениями, пожалуй, в церковном искусстве проявил себя ярче всех; одно из его направлений - «русский стиль». Этот стиль обратился к народному искусству. Формы крестьянского ремесла стали образцами для подражания. Так, например, крест на фелони из Музея истории религии, выполнен в технике «тамбурного шва». Этот вид вышивки был известен на Руси издавна и назывался «швом в цепки», но стал особенно популярен в ХIХ в. Для этой вышивки использовали круглые пяльцы; натянутая ткань напоминала верх барабана (tambour, франц.), отсюда и название шва.
Стандартизация в текстильной промышленности во второй половине ХIХ коснулась и церковных облачений. Развитие отечественных мануфактур и увеличение конкуренции среди фабрикантов, с одной стороны, удешевляло продукцию, с другой, значительно снижало индивидуальность церковных облачений. В торговых лавках продавались и облачения, и отдельные шитые кресты и кустодии (звезды) к ним. Стандартный образец креста из бити, шитый по шнуру, с ажурными окончаниями - весьма типичный образец конца ХIХ – начала ХХ веков.
На сегодняшний день существуют десятки мастерских, которые специализируются на изготовлении декора, а также личного и доличного шитья вручную. Мастера творчески подходят к традициям прошедших столетий, и умело вносят технические новшества. В собрании ГМИР имеются образцы современных священнических облачений, выполненных в мастерской «Покров». Крест создан в традиционной технике - низание жемчугом. Между бусинами проложены металлические пружинки (трунцалы), которые выгодно подчеркивают художественные особенности креста.