Более 650 журналистов по всему миру, объединенных в Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ), много месяцев работали с крупнейшей в истории базой данных по оффшорам, разбираясь в ее хитросплетениях и разыскивая знакомые имена. По итогам этой титанический работы – 11.9 млн. файлов объемом 2.94 терабайта, почти 3 млн. снимков, по миллиону электронных писем и таблиц – началась публикация «Архива Пандоры». Почему так назвали? По имени сотворенной Зевсом женщины, которая открыла подаренную ей Богом-громовержцем шкатулку, а из нее по миру разлетелись многочисленные несчастья и бедствия. Авторы журналистского расследования надеются на тот же эффект: что для карьер людей, фигурирующих в архиве – а расследователи раскрыли оффшорные сделки более 100 миллиардеров, 35 мировых лидеров и 400 государственных чиновников – последствия будут катастрофическими.
Оффшорные юрисдикции – это страны и территории, в которых действует льготный налоговый режим, упрощенная отчетность и максимально облегченный порядок регистрации и ликвидации компаний. Журналисты расследователи работали с документами, которые «утекли» из компаний, работающих на Британских Виргинских островах и Кипре, в Панаме, Белизе, Сингапуре, ОАЭ и Швейцарии. Кстати, когда речь заходит об оффшорах, люди чаще всего думают о Карибских островах, но на самом деле подобные схемы действуют по всему миру – они есть в Сингапуре, Нидерландах, Ирландии, Гонконге и в некоторых штатах США. Более того, владение оффшорными компаниями и проведение финансовых операций с их помощью во многих случаях и во многих странах совершенно законно. Да, архив вскрывает имена владельцев 29 тысяч оффшорных компаний, некоторые из которых скрывают тайные банковские счета, частные самолеты и яхты, дорогую недвижимость и произведения искусства. Но большинство сделок, о которых рассказывает «архив Пандоры», легальны. Тогда почему возлагаются надежды на потрясения – прежде всего, политические? Потому что у политики есть и другое – моральное – измерение. И о нем в последнее время вспоминают все чаще.
Британский консорциум благотворительных организаций Oxfam приветствует публикацию «архива Пандоры», потому что он «демонстрирует яркие примеры наглой лжи», лицемерия и жадности сильных мира сего, лишающих свои страны налоговых поступлений, которые могли бы пойти на финансирование программ по улучшению жизни. Один из ярких примеров – бывший премьер-министр Тони Блэр, купивший с помощью оффшорной схемы здание в центре Лондона, в котором сейчас располагается офис его жены адвоката Чери Блэр. Если бы они покупали само здание, им пришлось бы заплатить почти 400 тыс. долларов налогов. Но они купили фирму, им владеющую, которая к тому же принадлежала министру промышленности и туризма Бахрейна Зайеду бен Рашиду Аз-Заяни (оба отрицают, что знали об участии друг друга в сделке, но фирму уже ликвидировали). С одной стороны, все законно, с другой – осадочек остается нехороший, особенно с учетом того, что Блэр на посту премьер-министра заявлял о борьбе с подобными схемами. Но сам не устоял.
Международный валютный фонд полагает, что из-за таких схем правительства всего мира недополучают почти 600 млрд. долларов США. Доцент экономики университета Беркли Габриэль Цукман говорит, что в налоговых «убежищах» хранится до 10% мирового ВВП, а ведь эти деньги могли бы улучшить жизни миллионов людей.
Одно из главных откровений – масштабы скупки недвижимости в Великобритании: «архивы Пандоры» говорят о 95 тыс. компаний, использованных для этого. Страну давно критикуют за то, что она позволяет владеть собственностью на своей территории анонимным компаниям из-за рубежа. В 2018 году правительство опубликовало проект закона, требующий, чтобы имена владельцев недвижимости были названы. Но его до сих пор не представили в парламент. Изменят ли «архивы» ситуацию?
Знаете, что осталось на дне шкатулки, когда Пандора выпустила беды и несчастья? Надежда. Она всегда остается. Хотя и не всегда реализуется.