Мы тут с дочерью недавно разговаривали. И она высказала интересную вещь:
- Почему все считают, что если ты чему-то учишься, да еще платишь за это деньги, то обязательно нужны какие-то достижения? А если они не всегда нужны? Если интересен сам процесс? И он же тогда и есть результат.
В общем, беседовали мы долго, но я попробую развить ее мысль.
Допустим, ей интересно рисование – но только графика. Ей хочется научиться танцевать – но только чтобы что-то снять в Тик-Токе.
Приходит она в кружок или вообще в художественную школу – получай полную программу. Историю живописи, декор и прочее. Танцы – у нас вообще все коллективы очень профессиональные, там надо без пропусков и пахать до посинения.
Вы скажете:
- Да сейчас нет проблем! Есть же интернет, видеоуроки, бесплатные курсы и прочее. Вперед и с песней.
Так вот, а не у всех же так получается. Я могу конкретно о дочери сказать.
Во-первых, ей важно, чтобы кто-то внятно объяснил и показал. Допустим, не получается у тебя нарисовать огурец. И ты не понимаешь, почему. И видеоуроки изучаешь, и все такое – а никак. А потом приходишь на занятие – оказывается, ты просто карандаш держал на три градуса ниже, чем надо. Причем это не типовая ошибка, у остальных так не бывает. И она заметна только специалисту, сам этого не заметишь. И в видеоролике об этом не сказано. С танцами – то же самое. Надо, грубо говоря, чтобы кто-то взял твою ногу руками и поставил ее в правильную позицию.
Да что далеко за примером ходить, возьму свой английский. Точнее, постановку произношения. Вот межзубные – их мало объяснить, надо прямо показать. Показать, как ты произносишь, дать ребенку зеркало, чтобы он сам посмотрел. Потому что многим кажется, что они язык между зубов поставили, а по факту они его в момент произношения звука убирают. А кто-то и не ставит – и не замечает. А кто-то ставит, но сворачивает в трубочку. Каждый случай требует своего подхода.
Во-вторых, ей все-таки требуется некий внешний пинок. То есть она в определенные дни ходит к репетитору, там не пропустишь, как те же видеоуроки с обоснованием:
- Потом сразу два посмотрю в записи.
И сами репетиторы – прекрасные люди. Они ж еще немножко разговаривают, дочь всегда приходит очень энергичная с криком:
- А сделаю-ка я сразу и алгебру, и геометрию. На меня репетитор оказывает положительное влияние.
В-третьих, ей многое не нужно на профессиональном уровне. Она же не может прийти в художественную школу и потребовать:
- Учите меня только графике.
А вот индивидуально вполне можно договориться. Тем более, понятно, что государственные учреждения просто должны работать на результат.
В-четвертых, в интернете много всего и разного. Что из этого правильное, что - нет – тут и взрослый не всегда разберется. А так ты приходишь к человеку, высказываешь свои пожелания – и он для тебя подбирает наиболее удобный способ занятий.
Вот химией она начала в прошлом году заниматься, как она сказала:
- По приколу. В школе не все дают, я хотела знать больше.
Понравилось. Начали натаскивать на олимпиадный уровень. Справляется. При этом у нее не очень прекрасно все с физикой, биологией и математикой (школьная 5, но, сами знаете, оценка это только оценка). То есть с теми предметами, которые с этой химией монтируются.
Да, занятия стоят денег. Но, извините, я не представляю себе, как я скажу дочери:
- Или тебя готовят как минимум ко Всероссу, или занимайся бесплатно по интернету.
Да, может быть, это дилетантизм. А кто сказал, что это плохо? Почему человеку нельзя быть профи в одной области, и дилетантом в ряде других?
Если на то пошло, ко мне и многие взрослые так ходят, и некоторые дети. Им просто нравится заниматься. Иногда нравится заниматься именно со мной. Да, они тратят на это деньги, да, грандиозных результатов нет, но, видимо, они могут себе это позволить?
И еще выскажусь по поводу «есть же занятия по интернету». Помните, я писала про девочку на семейном обучении? Я ее спросила, как именно она занималась английским.
- Я читаю учебник. Если не понимаю, смотрю ролики по этой теме в интернете.
Результат? Результат я описала. Нулевой там результат.
Когда я училась в МГУ, у меня была прекрасный преподаватель по русской литературе. И вот она как-то сказала интересную вещь:
- Почему-то в учебниках принято ругать Ольгу Ларину и Ленского, потому что они «средние» люди. А чем плохо быть «средним» человеком? Она «всегда скромна, всегда послушна», «всегда как утро весела» - это так плохо? Кстати, обратите внимание: она играет с Ленским в шахматы. Разве совсем уж глупый человек умеет играть в шахматы?
Так почему бы нам просто не научиться играть в шахматы – и не обязательно при этом становиться гроссмейстерами, учиться плавать – и не становиться чемпионами по плаванию, брать уроки английского – и не рваться говорить как минимум на уровне носителя? А уж платить за это или не платить – каждый решает сам.
Как вы считаете?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 11 октября в прошлом году:
Дети! Не обманывайте репетитора – он все равно обо всем догадается
Все мои истории в хронологическом порядке можно почитать здесь.