Маленькие московские отели вышли из коронокризиса: июль и август 2021 года показали обороты допандемийного уровня. Выручка начала сентября тоже вдохновляет. Но прежним этот рынок точно не будет. Об особенностях московских хостелов и мини-отелей, их трансформации после карантина рассуждает руководитель управляющей компании HotConsulting (управляет тремя трехзвездочными отелями в Москве и одним двухзвездочным в Нижнем Новгороде) Роман Сабиржанов.
#пандемия
#туризм
Что происходит на рынке после локдаунов
Хостелы покидают рынок. Сейчас это уже не такой популярный бизнес, как 5–6 лет назад. К чемпионату мира по футболу в 2018 году в Москве было более 400 хостелов, сегодня их — менее 300. Всего в Москве до 1800 гостиниц, по данным Федерального агентства по туризму.
С 2015-го по 2019 год гостиницы малого формата, до 50 номеров, ежегодно демонстрировали рост загрузки и цены размещения. К 2020 году подошли с блестящими показателями. Сейчас гостиничный бизнес фактически выбирается из кризиса. Подъём туристического потока в Москве отмечается с мая 2021 года, немного смазался в июне из-за введения QR-кодов в Москве. Потери рынок компенсировал в июле и августе, сентябрь начался очень хорошо.
В какой-то степени я отдаю такому форс-мажору должное: он встряхнул рынок и развернул многие отели лицом к клиенту. В 2019 году качество услуги никак не влияло на спрос — он рос сам по себе. А в 2021 году качество размещения стало определяющим фактором интереса гостей.
Что считается небольшим отелем
На профессиональном языке это называется малыми средствами размещения. Сегмент включает мини-гостиницы, капсульные, бутиковые отели и хостелы — фактически это любые гостиницы и гостевые дома до 50 номеров. Они используют примерно одинаковые бизнес-модели и маркетинговые инструменты и показывают сопоставимые обороты.
Что делает мини-отели конкурентными в 2021 году
Архитектурная гибкость. Правительство Москвы планирует увеличить количество гостиничных номеров в Москве до 2030 года. Сделать это только за счёт вновь построенных больших гостиниц невозможно. При этом отель на 10–30 номеров может разместиться в любом небольшом уже построенном здании в центре города. Можно выбрать любую локацию в аренду или для покупки. Это даёт бизнесу преимущество перед глобальными сетями, которые не могут показать такую гибкость.
Работа с аудиторией. Маленькому хостелу или мини-гостинице не нужно, как глобальной компании, обращаться ко всему населению Земли. Можно определить собственную аудиторию: командировочные, креативщики, самостоятельные путешественники, семьи или одиночки. Большой отель не может взаимодействовать с потенциальными клиентами настолько точно.
Изюминка мини-отеля. В эпоху экономики эмоций микробизнесу, в том числе мини-гостиницам, важно придумать фишку и донести ее до аудитории. Если гостиница ориентирована на ценителей современного искусства, пусть стены номеров украсят полотна молодых художников. Стоимость номера в такой гостинице будет ниже, чем в глобальном отеле в центре города. Но размещение не будет дешевым — благодаря изюминке.
Независимость от сезонности. Во время консультаций начинающие предприниматели спрашивают о сезонности гостиничного бизнеса в Москве. В нашем деловом городе высокий туристический потенциал, сезон длится почти круглый год и загрузка номерного фонда не опускается ниже 70%. Так было до пандемии, этот уровень восстанавливается.
Качество сервиса на любой кошелек. Хостел не может быть категории выше одной звезды. Мини-отели могут претендовать на категории две, три, пять звезд или вообще без звезд. В категории 5 звезд в Москве встречаются совсем небольшие гостиницы на 20 номеров. При формальном попадании в категорию «малых» все предоставляют разный уровень сервиса и устанавливают соответствующую стоимость. Большие сетевые отели, располагающиеся в новых зданиях, не могут себе позволить сопоставимую гибкость. Строить специальное здание для отеля скромнее, чем три звезды, просто нерентабельно.
Минимальное регулирование. В Москве менее зарегулированный рынок, чем в Европе. Конкуренция сопоставима, несмотря на сокращение количество отелей и мини-гостиниц. Новичкам зайти на рынок с каждым годом сложнее. На фоне растущего качества сервиса и падения туристического потока конкуренция становится еще острее.