Найти тему
История без купюр

Почему советский кинопрокат не уступал американскому

Почему-то многие как-то пренебрежительно относятся к советской киноиндустрии. И не только те, кто с пеной у рта доказывает, что ничего хорошего в СССР не снимали. Даже поклонники фильмов того периода заявляют, что отечественный кинопром безнадежно и сразу проиграл Голливуду. Давайте разберемся так ли это.

Очередь в кинотеатр. Источник: Яндекс.Картинки
Очередь в кинотеатр. Источник: Яндекс.Картинки

Начнем с кинопроката. Дело в том, что советское кино – это не только пропаганда, как говорят его критики. Да, с легкой руки В. И. Ленина оно стало главным калибрам для пропагандистской машины. Но даже в ранние годы или в разгар репрессий снимали не только политические фильмы. Хватало и мелодрам, и детективов, и комедий. Со своей, понятное дело, спецификой. А начиная с пятидесятых – кассовый успех стал одной из главных целей для киноиндустрии. Как бы сказали сейчас, блокбастеры снимать умели и любили. Именно поэтому советские люди относились к отечественным фильмам, кинозвездам и любимым персонажам относились небывало трепетно.

С другой стороны, внимание советской власти к кино, в том числе и как к инструменту пропаганды, дало ему небывалые инвестиции и глубину проникновения. То есть строили не только крупные кинотеатры, как это происходило по всему миру. Развивали небольшие залы, сеансы проводились почти в каждом ДК. К тому же по всему Союзу работали еще и переездные киноустановки, которые работали в селах, на курортах, чуть ли не в каждом пансионате и санатории. Такого в мире нигде не было.

Афиша фильма "Операция "Ы". Источник: Яндекс.Картинки
Афиша фильма "Операция "Ы". Источник: Яндекс.Картинки

Лучше всего об этом говорят цифры. Так в 1934 году по всему Советскому Союзу на балансе различных предприятий и учреждений находилось 12,2 тысяч киноустановок. При этом власти учитывали преобладание сельского населения. Большая часть из них, или 11,2 тысяч работало в сельской местности. В дальнейшем их количество росло бешеными темпами, иначе не скажешь: уже 28 тысяч в 1940 г, несмотря на войну в 1950 г увеличилось до 42 тыс., через десять лет в 1960 – 103 тыс., в 1970 – уже 157 тыс. Это впечатляет! В 1970 году в стране работало 5 тысяч специализированных кинотеатров. Помним же, что кино показывали и в ДК? Как результат, гигантские кассовые сборы: в 1970 г подсчитали 4,65 проданных билетов. Если разделить на количество населения, то окажется, что в среднем каждый советский человек был в кино 36 раз в году. И это включая стариков, детей и тех, кто вообще не интересуется кинолентами.

Статистика по проданным билетам.
Статистика по проданным билетам.

Для сравнения. Сами американцы подсчитали, что в США в том же году общая посещаемость была на уровне 0,92 млрд билетов. При этом признают, что кинотеатров было раз в десять меньше, чем в СССР. Правда, объясняют это тем, что в Штатах было больше телевизоров, а потом и видеомагнитофонов. Как по мне, это не сильно сказывается на статистику. Все же изначально, новые фильмы сначала крутили только в кино, чтобы они попали на видеокассету или на телеэкран требовалось несколько лет.

Надо учитывать еще одну вещь. Посещение кинотеатра в СССР было намного доступнее. Стоимость билета в 15 копеек на дневной сеанс и 25 копеек на вечерний делало этот вид развлечение одним из самых демократичных. Книги стоили несколько дороже, чем билет в кино. По сути, единственная преграда – это очереди на самые популярные фильмы. Но и тут были варианты. Их же можно было посмотреть не только в роскошных залах с хорошим звуком и огромным экраном, но и помещениях попроще. В последние очередей обычно не было.

Технический уровень кинотеатров тоже был вполне на уровне. Конечно, достигли того не сразу. До Великой отечественной войны кино – это или специальная будка, или наспех перестроенные дома. В кинотеатры превращали даже склады. Специально построенных было немного. Массовая застройка началась при Хрущеве. По всей стране появлялись отдельно стоящие здания. Проектов было несколько и вместимость была разной. От 300 человек для провинциальных городков, до целых комплексов на несколько залов, куда помещалось до 3 тысяч человек. Например, московский «Октябрь» – яркий представитель той эпохи.

Кинотеатр "Октябрь". Москва. Источник: Яндекс.Картинки
Кинотеатр "Октябрь". Москва. Источник: Яндекс.Картинки

Еще в одном советская кинопрокат превосходил американский. Это не был наглухо закрытым рынком, куда иностранные ленты практически не допускаются. Хотя в СССР идеологическая цензура была жестче, чем в США (да-да, там тоже была цензура), но советский зритель мог позволить себе посмотреть фильмы из Франции, Египта, Индии, Мексике и тех же США. Ему не требовалось искать специальный кинотеатр и мучить себя субтитрами. В Союзе все фильмы дублировались. При этом такие сеансы не были простой поддержкой развивающихся стран, они были вполне коммерческими. Мексиканская мелодрама «Есения» занимает первую строчку по кассовым сборам, ее посмотрело 91 млн человек. Фильмы из Индии тоже стабильно получали хорошую кассу.

Как видите, советскую систему кинопроката нельзя назвать совсем уж отстающей. Наоборот, местами она превосходила американскую.