Недавно мы рассматривали проблемы немецких Leopard 2 в контексте польских закупок и последующего отказа от модернизации ОБТ. Сейчас хотелось бы отдельно рассмотреть другую сторону медали – M1 Abrams. Как ни странно, но именно американец выступает главным конкурентом немецкой разработки. Но у «Абрамса» есть проблемы, которые делают его не столь удобным в эксплуатации.
Модификации
Одна из основных проблем танка «Абрамс» это количество модификаций. В частности, оригинальный М1, улучшенный IP, M1A1 переведённый на 120 мм калибр, H версии – HA, HC, HA+, D и так далее. HA получил урановую броню 1-го поколения. HC – урановую броню 2-го поколения. Соответственно HA+ это M1A1 HA, доведённые до уровня HC, а версия D это M1A1, доведённый до уровня M1A2 путём замены бортового оборудования. И это ещё не все модификации упомянуты…
В самих США от путаницы в дальнейшем отказались, оставив на вооружении M1A2 Sep в качестве основных, M1A1D для корпуса морской пехоты, а остальные отправились на склады длительного хранения и дальнейшей модернизации до уровня M1A2 или реализации за рубежом.
Номенклатура снарядов
Как ни странно, но в Германии с приходом нулевых годов осознали проблему с боеприпасами, разработав DM11 в дополнение к существующим ОБПС DM*3 и кумулятивных DM*2. DM11 это программируемы осколочно-фугасный заряд со своеобразной компоновкой. По умолчанию это контактный снаряд, детонирующий практически об любое препятствие. Путём программирования можно сделать заряд с воздушным подрывом, или дать ему задержку, приравняв DM11 к бетонобойному заряду.
В США есть подобие DM11, но весьма спорное. Это M830A1… Он предназначен только для 120 мм орудия, но калибр составляет всего 105 мм, то есть M830A1 имеет отделяемый поддон, а заряд внутри корпуса – кумулятивная воронка и скромная осколочная рубаха по окружности. С одной стороны, такой снаряд не является ни хорошим ОФ, ни достаточно мощным КС, но не нуждается в программировании. Возможность воздушного подрыва реализовали с помощью радиолокатора.
Так как противопехотная эффективность M830A1 низкая, в 2006 году в США разработали M1028 – картечный заряд. Да-да, пушка «Абрамса» одновременно самый большой дробовик в мире, но недостаток M1028 в скромной дальности поражения – до 400 метров. Снаряд предназначался только для городских условий, а танк в городе, даже со специальными мерами защиты лёгкая мишень для солдат противника.
Применение
У M1 есть ряд технических особенностей, из-за которых не танк прячет пехоту от огня противника, а наоборот – пехота прячет танк. В первую очередь это газотурбинный двигатель AGT-1 500. С другой стороны, кормовая ниша, которая не позволяет использовать башню танка пехоте как пулемётную точку. Такую тактику использовали американские солдаты Второй Мировой на танках «Шерман».
Невозможность закрыть бронёй пехоту, делает «Абрамс» крайне зависимым от союзной авиации. Не стоит думать, что остальные танки в ней не нуждаются, но в отличие от других стран, у США нет самоходных зениток, способных прикрыть танк со второй линии обороны или наступления. У той же Германии есть «Гипард», у СССР и России – «Шилки», «Тунгуски» и «Панцири». Берём в учёт сильное ПВО геополитических противников США в целом и получаем M1, способный сражаться ни против себе подобных, ни против превосходящего противника, а реальные конфликты показали, что «Абрамс» создавался как оружие против «палки».