Найти в Дзене
Хожу в море

Как грузят контейнеры

Сорокафутовый контейнер на спредере.
Сорокафутовый контейнер на спредере.

Коробки правильной формы складировать легко. А если стандартизированы размеры коробок и мест для складирования, средства погрузки-выгрузки, перевозки, то ещё легче. Также учитывается отсутствие необходимости в крытых складах для закрытых контейнеров, коих большинство. В этом суть контейнерных перевозок – они позволяют оптимизировать время и затраты на грузовые операции и хранение.

Контейнерный парк в Дурбане
Контейнерный парк в Дурбане

Начинается всё в офисе центрального планёра (часто бывший старпом или второй помощник) в центральном офисе региона. У него есть график захода судов в порты-хабы, список контейнеров на погрузку в порядке приоритетов – время, стоимость, место доставки. И начинается игра в тетрис. В зависимости от указанных приоритетов, графика портов судна, с учётом размеров и масс контейнеров, количества контейнеров, типа груза в «ящиках», времени их прибытия в порты перегрузок для доставки в разные порты, планёр распределяет контейнеры.

Также контейнерный терминал порта Дурбан.
Также контейнерный терминал порта Дурбан.

После того, как планёр составит план выгрузки-погрузки, он шлёт его на судно по электронной почте. Старпом в специальной грузовой программе, адаптированной под конкретное судно, проверяет план на соответствие правилам размещения опасных грузов, рефрижератов, проверяет остойчивость, рассчитывает нужное количество балласта, вносит поправки, если требуется. Затем он отсылает обратно планёру с исправлениями или, если всё в порядке и поправки не требеуются, пишет ему, что план одобрен.

3D модель контейнеровоза класса 19К в грузовой программе
3D модель контейнеровоза класса 19К в грузовой программе

Далее начинается работа планёра на терминале. Планёр терминала, получив одобренный план, проверяет физическое наличие контейнеров в порту, их места складирования. Может быть такое, что к времени погрузки судна какие-то контейнере оказались недоставленными в порт перегрузки по причине задержки другого судна, таможенного оформления, отказа клиента от перевозки или изменения приоритетов (дешевле и дольше стало важнее, чем быстро и подороже или наоборот). Планёр терминала также учитывает время прихода, стоянки и отхода судна, количество кранов для выгрузки-погрузки, количество трейлеров для подвоза контейнеров, количество докеров. На основании всего перечисленного приступают к грузовым операциям, порой корректируя план на ходу.

Средний фидер в порту Дурбана
Средний фидер в порту Дурбана

Начинают, как правило, с раскрепления контейнеров, предназначенных для выгрузки. Когда определённое количество «ящиков» выгружено, терминал приступает к параллельной погрузке. Далее выгрузка постепенно заканчивается, краны присоединяются к погрузке. Полная выгрузка бывает либо перед постановкой в док на ремонт, либо при переходе на другую линию (причём это не всегда). У тальманов (счетоводы контейнеров), крановщиков, докеров есть планы погрузки и выгрузки с обозначением мест выгружаемых и загружаемых контейнеров.

Грузовой план. Разные цвета обозначают разные порты погрузки или выгрузки в зависимости от выбранной опции в программе.
Грузовой план. Разные цвета обозначают разные порты погрузки или выгрузки в зависимости от выбранной опции в программе.

На борту, как и в порту, у контейнеров есть места с координатами в трёх измерениях: по длине, ширине судна или терминала, и в высоту. Таким образом, место (слот) для каждого контейнера нумеруется 6 цифрами, например, 420184 (на палубе) или 420616 (в трюме).

На судне место по длине обозначается двузначным номером bay (бэя - ряда) – это первые две цифры. Один трюм может включать в себя от одного до трёх бэев для сорокафутовых или от 2 до 6 бэев для двадцатифутовых контейнеров. Бэи нумеруются следующим образом: самый первый бэй для «двадцаток» носит номер 01, а следующий для них же - уже номер 03. Номер 02 присвоен бэю для «сороковок». Таким образом, если в номере места для контейнера первая цифра чётная, то это «ящик» на 40, 45, 48 или 54 фута, если же цифра нечётная, то это «двадцатка».

Место по ширине судна – row (линия). Это вторые цифры шестизначного номера слота. 00 – это центральная линия, идущая в диаметрольной плоскости судна. 01, 03, 05 и т.д. – нечётные номера обозначают линии, что в порядке возрастания идут от диаметральной плоскости к правому борту; 02, 04, 06 и т.д. – чётные номера для обозначения линий к левому борту.

Место по высоте судна – high или tier (ярус). Это последние две цифры номера. В трюмах они начинаются с 02 – это значит, что контейнер стоит на палубе трюма в самом низу. В зависимости от размеров судна и высоты трюмов могут заканчиваться цифрами до 24 (то есть 12 ярусов в высоту). Ярусы на палубе обычно обозначаются цифрами от 80 и выше. Причём 80 на нашем судне это ярус контейнера стоящего прямо на палубе. Если контейнер стоит на крышке, то это уже 82ой ярус.

Номеря рядов и линий обозначены на крышках трюмов, ярусы надо высчитывать. Таким образом, номер 420184 говорит нам, что контейнер находится на крышке 42го бэя чуть правее центра. Номер же 420616 даёт место в трюме под самой крышкой слеава от центра.

План 42 бэя. Внизу ряды по длине судна, слева ярусы (жёлтым - на палубе, синим - в трюмах), красным обозначены линии. Справа общий вид судна в профиль с указанием количества тех или иных контейнеров на крышках и в трюмах.
План 42 бэя. Внизу ряды по длине судна, слева ярусы (жёлтым - на палубе, синим - в трюмах), красным обозначены линии. Справа общий вид судна в профиль с указанием количества тех или иных контейнеров на крышках и в трюмах.

После того как все контейнеры погружены и закреплены, вахтенные моряки проверяют качество крепежа, заверяют необходимые документы, и судно идёт в следующий порт, где будут также производится погрузка и выгрузка. Планёр же, зная какие контейнеры на борту судов, а какие в порту, может начинать составлять следующие планы.

#контейнеровоз #моряки #порт #флот #работа