Нарушения концентрации внимания и памяти довольно распространены среди взрослых и подростков, а также среди детей раннего возраста. Иногда вам трудно сосредоточиться на изучении или чтении книги. Вас отвлекает шум за окном, фоновая музыка или включенный телевизор.
Вы начинаете мечтать и «думать о неземном, прекрасном». Что вызывает проблемы с вниманием? Как работает внимание у детей? Как улучшить результаты обучения? Как улучшить способность сосредотачиваться? Могут ли сокращаться ресурсы внимания? Почему люди отвлекаются?
1. Концентрация внимания
Внимание - это механизм уменьшения информационной перегрузки. Из-за ограничений своей структуры и способа действия когнитивная система может обрабатывать только часть того, что ей потенциально доступно. Поэтому он вынужден фильтровать и контролировать процессы получения и обработки информации, чтобы избежать опасных эффектов перегрузки, то есть избытка перцептивных стимулов.
Психолог
Чтобы правильно помочь ребенку с проблемами с концентрацией внимания, необходимо сначала диагностировать причину этих затруднений. Причинами могут быть трудности с регулированием эмоций, психомоторная гиперактивность, а также неправильная диета, например, стимулирующие напитки, слишком много сахара или консервантов в часто потребляемых продуктах.
Также следует исключить такие отвлекающие факторы, как телевизор, радио или компьютер, когда мы начинаем решать задачи, требующие концентрации. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению домашних заданий с ребенком, стоит позаботиться о порядке в месте учебы, тишине, покое и подходящем времени дня. Поздно вечером ему труднее сосредоточиться, чем днем.
Концентрация - это способность сосредоточиться на том, что вы делаете. Внимание очень тесно связано с сознанием. Есть разные уровни интенсивности восприятия. Некоторые действия происходят из-за того, что внимание сосредоточено на очень небольшом количестве стимулов, но сосредоточено интенсивно.
Другие действия выполняются в состояниях рассеянного внимания с участием многих стимулов или объектов менее интенсивным образом.
Два типа деятельности:
- контролируемые действия - контролируются «глобально», т.е. с участием всей когнитивной системы, в частности важных диспозиционных центров, таких как внимание и рабочая память;
- автоматические действия - управляются «локальными» структурами, не задействуют механизмы внимания и памяти или делают это в минимальной степени.
1.1. Когнитивная дисфункция
Наиболее частыми причинами жалоб на ухудшение памяти у пожилых людей являются физиологическое ухудшение когнитивных функций и психосоциальной ситуации (социальная изоляция, более низкий экономический статус, смерть супруга, смена места жительства, психические расстройства в пожилом возрасте).
Когнитивные нарушения делятся на:
- незначительный,
- умеренный,
- глубокий.
Это разделение составлено на основе проведенных психологических тестов. Легкие когнитивные нарушения встречаются у 15–30% людей старше 60 лет, а у 6–25% этой группы развивается деменция - заболевание, требующее лечения. Причины, приводящие к развитию болезни, неизвестны.
3. Причины отвлечения внимания
Причины проблем с вниманием сложны и часто сосуществуют, усугубляя дефекты в процессах разделения внимания, бдительности, отбора содержания и активного поиска поля восприятия. Наиболее частыми факторами, затрудняющими сосредоточение внимания, являются:
- генетические условия, например темперамент,
- неподходящий стиль обучения,
- отвлекающие факторы
- усталость,
- недостаток сна,
- испытывать сильные отрицательные и положительные эмоции,
- недоедание,
- плохое питание, бедное омега-3, -6 и -9 кислотами,
- осложнения со здоровьем, такие как низкое кровяное давление или высокое кровяное давление.
Постоянная спешка, головокружительный ритм жизни и нехватка времени на то, чтобы расслабиться - это проклятие 21 века. Это приводит к переутомлению, у человека появляется избыток обязанностей и он не может эффективно организовать весь рабочий день.
Тогда лучше всего записать важные дела на листках бумаги или уменьшить нагрузку на свои плечи.
Проблема с концентрацией внимания может возникать из-за наличия отвлекающих факторов в поле восприятия, т. е. Мешающих факторов, таких как шум, включение радио или телевизора.
Если вы хотите сосредоточиться на важном содержании, например, на подготовке к экзамену, стоит создать благоприятную учебную среду - проветрить комнату и организовать рабочее место.
Концентрация внимания также зависит от типа темперамента. Мы можем различать сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Каждый из этих типов темперамента показывает разный уровень устойчивости к стрессу, чувствительности и толерантности к изменениям.
Холерик и сангвиник довольно подвижные и импульсивные типы, поэтому у них могут быть проблемы с концентрацией внимания и памятью. Флегматик терпелив и спокоен, но с трудом принимает решения.
С другой стороны, меланхолик - неплохой организатор, поэтому быстро выполняет возложенные на него задачи.
Концентрация и ее степень также зависят от предпочтительного стиля обучения. Можно различить:
- визуальные обучающиеся - наиболее охотно учатся, используя визуальный канал,
- слуховые ученики - обучение на слух приносит наилучшие результаты,
- эмоционалисты - используют воображение, ассоциации и эмоции в процессе обучения,
- кинестетики - они учатся через игру, деятельность и движение.
Проблемы с концентрацией внимания, особенно у маленьких детей, вызваны недостатком сна. Малышам нужно много времени, чтобы восстановить силы тела. Если вы проснетесь слишком рано или поздно ложитесь спать, вы отвлечетесь и не сможете сосредоточиться на учебе.
Сильные чувства также способствуют отвлечению - положительные (эйфория) и отрицательные (тревога, страдание, страх). Различные техники релаксации и стабилизации дыхания могут помочь успокоить нервы.
Еще одним фактором, вызывающим трудности с концентрацией внимания, является недоедание, которое снижает иммунитет организма, способствует развитию инфекций и, следовательно, — неуспеваемость и плохие оценки в школе, что еще больше препятствует учебе.
Правильная диета, богатая магнием, калием и жирными кислотами, благотворно влияет на когнитивные способности ребенка. Стимуляторы, такие как алкоголь, кофе или никотин, могут временно «улучшить» концентрацию внимания, но в конечном итоге они снижают способность к обучению.
Проблемы с концентрацией могут сопровождать недуги со здоровьем, например, бессонницу, гипертонию, заболевания системы кровообращения или пищеварения.
4. Обследования при нарушениях памяти.
Рекомендуются скрининговые тесты на нарушения памяти: краткий экзамен на психическое состояние (MMSE) и тест на рисование часов. Также рекомендуется пройти нейропсихологическое обследование.
Имейте в виду, что возникновение проблем с памятью всегда должно быть поводом для беспокойства. Следует регулярно наблюдать за человеком с проблемами памяти, так как у некоторых людей эти изменения регрессируют, у некоторых остаются стабильными, а у некоторых развивается слабоумие.
Не реже одного раза в год следует проводить нейропсихологическое обследование и периодически проводить нейровизуализацию (МРТ головы или компьютерную томографию).
В случае проблем с памятью у пожилых людей рекомендуются программы тренировки памяти и психообразования, а в случае развития деменции следует начать соответствующее лечение.
Важным элементом профилактики нарушений памяти и концентрации являются активизирующие упражнения, решение кроссвордов, умеренная физическая активность и активность в социальных группах и во время учебных занятий.
Это способствует развитию памяти и концентрации, а также мобилизует на работу.
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. Если понравилась статья ставьте лайк.
И будьте здоровы!
#концентрация внимания #улучшить память #улучшить жизнь #психические расстройства #психология семьи