Создавая главного героя, сценаристы и режиссеры прорабатывают его мир до мельчайших деталей. Нужно знать, что он делал в детстве, о его воспитании и социальной среде, где он рос. Многие авторы прописывают подробные биографии, затрагивая дальних родственников. Ведь все взаимосвязано, каждое событие может повлиять на характер.
Любой сюжет имеет интересные способы раскрыть состояние души действующих лиц. Могут быть использованы ломящиеся от книг полки, как в ленте «Ночь» Микеланджело Антониони; или музыкальное сопровождение, формирующее духовную связь зрителя с миром персонажей, как это сделано в «Американских граффити» 1973 г. Джорджа Лукаса. Некоторые авторы делают отсылки к фильмам. Например, «Французский связной» помог режиссеру Пенни Маршалл заострить адаптацию Джошуа Баскена из «Большого» 1988 года к криминальной обстановке в одном из районов Нью-Йорка.
Думаю, многим посчастливилось хоть раз увидеть историю волшебного превращения двенадцатилетнего мальчика в тридцатилетнего мужчину. В этой картине Том Хэнкс блистательно сыграл своего персонажа и постарался максимально точно передать эмоции подростка, за что получил номинацию на «Оскар». Это и понятно: актеру удалось, хоть и не на 100%, мастерски создать образ взрослого ребенка на экране.
В первые дни пребывания в новом обличии Джошуа боится и паникует. Ему надо на время где-то спрятаться. Для этого вполне подходит отель St.James в злачном районе Нью-Йорка. Первая ночь прошла в страхе. Не может уснуть. Со всех сторон доносятся крики, ругать, выстрелы. Но с каждым днем обстановка становится привычной. Формирует в нем стойкость к трудностям и спокойствие. И вот он уже без каких-либо эмоций смотрит по телевизору культовый триллер «Французский связной».
На экране как раз происходит завязка сцены, ставшей классикой в истории кино. Преступник Николя совершает неудачное покушение на полицейского Джимми Дойла. Раздаются выстрелы, крики, начинается погоня. В общем, все, что может травмировать психику ребенка, но Джошуа никак не реагирует, а спокойно ест печенье, вылизывая его начинку. И когда выключает телевизор, чтобы ложиться спать, стрельба продолжается, но теперь на улице. А на лице Тома Хэнкса безразличие. Он привык. Его уже это не трогает.
Неожиданно для себя, когда я собирал материал про триллер «Французский связной», нашел интересную информацию: в этом году данная картина отмечает свое 50-летие. На просторах Интернета было множество статей на эту тему, одна из них написана Скоттом Тобиасом для газеты Gardian.
Автор рассказывает о феномене «Французского связного» и о том, как режиссерская работа Уильяма Фридкина подарила миру классический пример триллера, чей почерк изменил видение жанра по сей день. Ключевое место Скотт отводит под описание культовой погони. Вот что он говорит: «Грубая автомобильная погоня смотрится столь необычно в эпоху компьютерной графики, идет рука об руку с режиссерским талантом Фридкина, который калибрует важные действия до максимального внутреннего эффекта». С этим сложно поспорить.
Я смотреть «Французский связной» всего один раз. Он не сильно отпечатался в моей памяти, но именно момент преследования отложился надолго. От него захватывает дух. Когда видишь современные боевики, с множеством погонь, такого ощущения нет. Все кажется нереальным. Но в «Связном» другая ситуация. Скорость и напряженность отражается в каждой нервной клетке. Ощущаешь себя в машине на улицах Нью-Йюрка. Немаловажную роль здесь сыграло то, что режиссер перед съемками вдохновлялся документальными лентами и творчеством Жана-Люка Годара и Федерико Феллини, создавших реалистичные образы улицы.
В год выхода, а если быть точнее, 9 октября 1971 г., кинолента о двух полицейских, пытающихся предотвратить доставку большой парии наркотиков из Франции в Нью-Йорк, произвела фурор. При минимальном бюджете в 1,8 миллионов долларов картина собрала почти 52 миллиона. Но на этом триумф не закончился.
На церемонии вручения премии «Оскар» фильм собрал все ключевые награды: за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, лучшего ведущего актера (Джин Хэкмен), а также за монтаж и адаптированный сценарий. Кстати, ведь эта криминальная история произошла в реальности. Ее также описал Робин Мур в своей книге: «Французская связь: правдивая история о полицейских, наркотиках и международном заговоре», которая и легла в основу сценария.
Сейчас триллер «Французский связной» считается культовой лентой, и Американский институт киноискусства внес его в реестр величайших картин всего мира. В свое время он способствовал развитию жанра, а в «Большом» стал проводником во внутренний мир героя Тома Хэнкса.
Получается, что когда на улице постоянно происходят склоки между людьми, да и выстрелы раздаются регулярно, то зачем уже бояться за фильмы, которые показывают криминал? Чувствуется, что не кинокартины делают людей циничными, а жизнь вокруг.