Найти тему
Шагающий экскаватор

Вера Богданова, «Павел Чжан и прочие речные твари»

Страниц: 400

Оценка: 8/10

Первое издание: 2020 г.

Книга привлекла меня обложкой и названием. Обложка невероятно атмосферная и эстетичная, а название — необычные. Сочетание русского имени и китайской фамилии, какие-то «речные твари», причём «прочие».

Роман рассказывает нам о недалёком будущем — примерно о пятидесятых-шестидесятых годах двадцать первого века. Немного развились технологии, Россия настолько сдружилась с Китаем, что они создали САГ — содружество азиатских государств. Люди уже не пользуются смартфонами, их заменили «арки» — AR-очки.

Главный герой работает программистом в московском офисе китайской корпорации «Диюй»: его команда разрабывает чипы, внедряемые под кожу человека. В Китае чипизация уже идёт вовсю, и не за горами тот момент, когда она дойдёт и до России.

У Павла Чжана тяжёлая судьба. Сначала без вести пропал его отец, выйдя утром на работу. Затем, через пару лет, пропала и мать. Так Павел попал в детдом, где его встретили детская жестокость и педофилы, дающие взятку заведующей.

По ходу повествования роман ветвится на три сюжетные линии: самого Павла, его девушки Сони и коллеги Игоря.

Соня против слишком большого внедрения технологий в жизнь, против слежки и чипизации. Поэтому она работает волонтёром в центре «Благие сердца», занимающемся лечением интернет-зависимости, а также состоит в подпольной группировке «контрас», борющейся против слежки. 

Игорь Лыков, коллега Павла, — с виду успешный человек. На проекте по созданию нового поколения чипов его ставят в руководители Павлу. Помимо основной работы у него ещё и свой бизнес: кафе «Читальня» с библиотекой и глушилками связи. Однако на самом деле его судьба не так безоблачна и легка, как кажется поначалу Павлу.

В основе романа лежит не остросюжетное повествование, а наблюдение за судьбой Павла. За метаморфозами его взглядов, за тем, как его прошлое влияет на нынешнее мировосприятие. Сама же писательница в послесловии сказала, что для неё главное в этой книге — тема педофилии в детских домах. Так как дети беззащитны, и если заведующие и воспитатели подкуплены, то нет никакой возможности ни избежать подобного, ни предать огласке. И мало того, что в СМИ это освещается крайне редко, так ещё и подобные материалы подвергаются критике и нападкам.

Для меня было неочевидно, что эта тема здесь вынесена во главу угла. Да, она красной нитью проходит через весь роман, сильно влияет на жизнь Павла. Но при этом в центре внимания не она, а всего понемногу: истории Сони и Игоря, работа, чипы, родители Павла, Китай, подпольные группировки. Из-за такого обилия всего впечатление в итоге смазывается: вроде бы в процессе чтения всё очень интересно, но когда читать заканчиваешь, основную линию выделить трудно.

Больше всего мне в романе понравилась атмосфера. Что-то в ней есть такое притягательное, хоть все идеи и не новы. Это смесь новых технологий — «арки», беспилотные автомобили, небоскрёбы — с унылой серой российской действительностью с сугробами, пятиэтажками, покосившимися дачными домиками. Поверх всё это приправлено восточным колоритом из-за плотного сотрудничества с Китаем. Все пользуются китайскими сервисами вроде Weibo и Youku, учат китайский язык, многие работают в китайских корпорациях. У главного героя так вообще — отец китаец, и фамилия отцовская — китайская.

В процессе чтения я наслаждалась романом: простым языком, который не переполнен метафорами, атмосферой, судьбой героев и раскрытием их биографии. Однако после прочтения я осознала, что роману было сложно сфокусироваться на чём-то одном, он прыгал с темы на тему и с героя на героя. И большую часть книги занимает не происходящее, а предыстория. Да, в данном случае она очень важна и интересна, но не предысторией же едины. Заканчивается же роман одновременно грустно и как-то недосказанно. Впечатление у меня осталось противоречивое: вроде бы всё хорошо, но чего-то при этом будто не хватает.