В 1970-е годы в мире становилось все больше высотных зданий. Все выше, выше и выше. И пожары в таких домах уносили все больше жизней. В больших городах очень дорогая земля. Это стало главной причиной появления небоскребов. Выкупаешь землю один раз - и возводишь жилое строение. Что выгоднее: пять этажей или 20? Ответ очевиден. Выходит, люди, погибшие в огне на высоте в несколько десятков метров, стали жертвой чьей-то жадности.
Кинокартина “Вздымающийся ад” (еще распространен вариант названия “Ад в поднебесье”) как раз удачно спекулирует на этих страхах современников. Здесь при постройке высотки зять инвестора сэкономил на изоляции для проводки. Поэтому уже в первый вечер сразу в нескольких местах заискрило. Люди оказались отрезаны от спасения огненным барьером.
Спасать их будут пожарные и архитектор этого здания. В Америке (а теперь и не только там) популярны фильмы о разных профессиях: про полицейских, пожарных, врачей скорой помощи и журналистов в горячих точках. “Вздымающийся ад” не таков. Это не “Обратная тяга” или недавний сериал “Дым”, в которых показаны жизнь и трудовые будни огнеборцев. Но именно фильм-катастрофа Джона Гиллермина пожарные оценили очень высоко, наградив съемочную группу специальными касками. Зачислили в свои ряды, так сказать. Наверно, потому что в финале зодчий обещает впредь советоваться с огнеборцами, как строить, чтобы сделать дома безопасными. Кинематографисты тоже отдали должное, присудив ленте ряд премий, среди них три “Оскара”. А народ проголосовал долларом. Сборы были очень хорошие.
Так ведь смотрится и по сей день здорово. Умели тогда снимать. И что ценно, все эффекты делались без компьютеров. Там было настоящее пламя, актеров окатывали настоящей водой. Пришлось строить модель небоскреба и поджигать.
Сюжет несколько прямолинеен, как и конструкция самого здания. В фильмах такого жанра редко бывают очень интересные сценарные ходы. Тут берут размахом. Любопытно, что в основу сценария взяли сразу два романа. Права на их экранизацию выкупили еще до выхода книг в печать. Настолько авторы угадали с темой. Романы, видимо, были достаточно похожи. И снимать по ним хотели две разные студии. Но тут они нашли Соломоново решение: не перебивать кассу друг другу, а выступить вскладчину. Доходы потом тоже поделили поровну.