Удивительно, но еще во времена СССР советские инженеры конструкторы, сумели создать автомобиль, превосходящий по проходимости такие вседорожники как «НИВА», УАЗ и даже американский HAMER. Имя этой знаменитой и уже давно почившей модели - ЛуАЗ.
Вездеходы ЛуАЗ уже давно не выпускают, поскольку их серийное производство завершилось около 15 лет назад. Впрочем, про этот уникальный и замечательный автомобиль, автолюбители будут помнить еще очень долго.
Оригинальность машины заключалась в легкости и компактности, совмещенной с высокой проходимостью, а также неплохой производительности двигателя. Это был единственный в своем роде ТПК (транспортер переднего края) не имеющий аналогов даже сегодня.
История машины берет начало с 1958 года, когда специалисты из НАМИ, по заказу министерства обороны, разработали прототип первого ТПК, специально для нужд ВДВ.
Этот сверх компактный и вездеходный автомобиль, создавали в основном для эвакуации раненых. Легкий вес и малые габариты, позволяли десантировать машину с парашютом прямо из самолета.
Несмотря на компактность, новая моторизированная тележка, могла вмещать до двух носилок с раненными, шести сидячих пассажиров, водителя, а также орудия с боекомплектом.
Высокую проходимость машине обеспечивал полный привод с осевым и межосевым дифференциалом. Машину оснастили мотоциклетным двигателем МД-65 мощностью 22 лошадки.
Разработчики из НАМИ, с чрезвычайной теплотой относились к своему детищу, которое по слухам, назвали – «Огонек». Пластиковые элементы кузова нового ТПК не обладали высокой прочностью и надежностью, поскольку это был всего лишь концепт. Поэтому образец пока нельзя было назвать транспортом, готовым к армейской службе.
Следовательно, для принятия на вооружение военными, машине требовались серьезные доработки по части кузова и полноценный запуск серийного производства.
Поэтому следующую модель с названием НАМИ-049А, наделили стальным кузовом и сделали более универсальной, так как, вместо постоянного, полного привода, теперь у водителя была возможность отключать задний мост и кроме бездорожья вполне сносно, ездить по ровным дорогам.
Все же главной доработкой стал новый более мощный силовой агрегат. Значительный, апгрейд моторной части, удалось провести, благодаря привлечению украинских специалистов из ЗАЗ, которые специально для этой машины, разработали V-образный, четырехцилиндровый агрегат, развивающий 27 лошадиных сил.
Соответственно полноценное серийное производство этих компактных десантных вездеходов, руководство страны доверяет украинским умельцам.
Конкретнее, сборку ТПК, поручают небольшому автозаводу, расположенному в городе Луцк, волынской области. Заводчане оперативно налаживают производство и уже в 1969 году, вооруженные силы СССР начали получать первые партии вездеходных машин для ВДВ, только теперь под новым названием - ЛуАЗ-967.
Автомобильчик получился поистине вседорожным, поскольку мог перемещаться не только по грунту или асфальту, а также плавать по поводе.
Благодаря таким качествам, вездеход быстро завоевал культовый статус в среде российских войск. Модель даже экспортировали в страны варшавского договора. Известно, что армия ГДР получила из союза 250 шт. этих машин.
На волне такого успеха, луцкий завод начал выпускать гражданские модификации «ЛуАЗ». Теперь машины начали приобретать обычные советские граждане, которые небезосновательно восхваляли этот, с виду «неказистый», внедорожник.
Стоит сказать, что на гражданских версиях убрали амфибийность автомобиля. Зато, добавили объемный обтянутый брезентом кузов. Получился идеальный транспорт для загородных поездок на дачу за овощами и фруктами, а также перевозки мебели или прочих не сильно тяжелых грузов.
Серийное производство сверх проходимых машин ЛуАЗ-967, продолжалось до 1989 года. Параллельно выпускались ЛУаЗ-968, 969 и 969м (Волынь), которые выпускали со множеством модификаций.
В 1990 году ЛуАЗ-969 преобразовали в модель ЛуАЗ-1302. Новый автомобиль, получил более современный 53-сильный двигатель (на этот раз донором стала «ЗАЗовская» «Таврия») с жидкостной системой охлаждения, а максимальная скорость составила целых 100 км/ч, что существенно превосходило скоростные показатели предыдущих моделей – 75-85 км/ч.
После распада СССР, луцкий завод потерял огромный пласт покупателей и в середине 90-х, производство машин значительно сократилось.
В 2003 году с конвейера сошел последний экземпляр внедорожника ЛуАЗ. После этого из-за недофинансирования сборка машин собственного производства полностью прекратилась.
Постепенно завод полностью перешел на производство автозапчастей, для российских и некоторых иностранных компаний. Также предприятие занималось контрактной сборкой автомобилей ВАЗ из поставляемых машинокомплектов.
В 2005 году завод был поглощен крупнейшей украинской корпорацией по производству автобусов «Богдан». Луцкий автомобильный завод, переоборудовали под изготовление комплектующих деталей для автобусов и троллейбусов. Так и закончилась история, легендарных автомобилей повышенной проходимости.
А что ты знаешь про модель вездехода ЛуАЗ? Поделись в комментариях