Найти в Дзене
чопочитать

Кафка остался бы никем, если бы не его друг Макс Брод. Чем примечателен этот парень?

Неуютный, аскетичный, болезненный и неуверенный в себе Франц Кафка. Один из величайших писателей XX века. Он написал, так и не закончив, несколько романов, а также несколько сборников рассказов. При этом опубликовать он успел всего ничего. К сожалению, уже в 40 лет он умер от туберкулеза гортани. Он почти не мог говорить и не мог есть. Поэтому последние недели он, как и полагается писателю, общался письменно.

Его жизнь известна в первую очередь благодаря его дневникам и письмам. Удивительно, как многие люди того времени вели записи. Да, это было нерегулярное занятие, но за период с 1910 до 1923 года накопилось три десятка тетрадей. Удивительно, что он не сжег их, как хотел это сделать со своими рукописями. И ведь некоторые уже написанные произведения он все же уничтожил... то есть его наследие могло быть больше.

Но творческие люди – это творческие люди.

#история одного писателя #книги #литература #франц кафка #чтение #читать #книжный блог #культура #искусство

Франц родился в относительно большой семье, но два его младших брата не выжили. Остались только три сестры. Его отец был деспотичен, что накладывало отпечаток на и без того нервного и неуверенного в себе юношу. Кафка учился на юриста, затем работал в страховой компании, все по заветам отца. Хотя сам хотел уделять больше времени писательству, потому что чувствовал в себе призвание к литературе.

Его друг Макс Брод был как раз писателем. И Макс много раз говорил Францу, что его творчество шедеврально. Он настаивал на его публикации. Но замкнутый в себе Кафка не осмеливался открыть свое мировоззрение другим.

Открытки и письма Франца Кафки Максу Броду. Достояние, опубликованное национальной библиотекой Израиля
Открытки и письма Франца Кафки Максу Броду. Достояние, опубликованное национальной библиотекой Израиля

До 31 года Франц жил с родителями, что также наложило отпечаток на его характер. При этом он был умным человеком, который, по воспоминаниям современников, метко шутил, был спокоен и приятен в общении. Предполагаю, что общение это было с очень ограниченным кругом лиц.

Чего только стоит история с предполагаемой помолвкой с Фелицией Бауэр, о которой я как-то раз рассказывала: он дважды делал ей предложение и дважды расторгал помолвку. Он много общался письмами, в том числе и со своей возлюбленной. Впрочем, Фелиция была не единственной. Кстати, в итоге Кафка так и не женился.

С Максом Бродом он виделся долгое время ежедневно или почти ежедневно. Доверял ему, что пожалуй даже удивительно при таком-то характере и замкнутости. Именно ему Кафка, в 1920 и 1922 годах написал две записки, в которых (понимая близкую кончину) завещал уничтожить все рукописи.

Да-да, Кафка требовал от друга, чтобы тот сжег все написанное. Уже изданное он разрешал не трогать, а вот то, что еще не вышло, в том числе знаменитые сейчас «Процесс» и «Замок» («Превращение» Кафка публиковал сам). Но Макс пошел на нетипичный шаг. Он наступил на горло почтению и решил предаться почитанию. Правильно ли он сделал? Очень сложный вопрос.

Но он не стал ничего уничтожать. Он попробовал издать то, что считал гениальным. Удивительно, но влиятельные издатели не спешили браться за произведения Кафки. Причина была довольно банальной: они раньше не слышали об этом авторе. А публиковать в безызвестном издательстве Брод не хотел. Но через некоторое время все случилось: теперь имя Кафки знает каждый, кто считает себя образованным человеком.

Бережно собранное наследие писателя. Ох, через сколько рук, судов и трудов пришлось пройти этим бумагам...
Бережно собранное наследие писателя. Ох, через сколько рук, судов и трудов пришлось пройти этим бумагам...

Впоследствии Брод, не получивший толком признания как писатель, выпустил еще и написанные им биографии Кафки, послесловия и примечания к «Замку», а также книги, интерпретирующие личность его знаменитого (теперь) друга. Макс на правах человека, который видел Кафку ежедневно, считал, что он имеет право на препарирование его личности и поднесение итога обществу.

Читать написанное Бродом интересно. Он действительно тщательно собрал информацию, письма, перед публикацией обратился ко всем знакомым и друзьям Кафки, чтобы получить не однобокое описание (входящие письма), а полную картину, то есть учитывая исходящие письма.

Безусловно, писатель заработал на произведениях Кафки. О том, как он этими деньгами распорядился, история умалчивает.

Но история как раз-таки на этом не заканчивается. Брод завещал все рукописи Кафки передать в национальную библиотеку Израиля. Сделать это должна была его верная помощница – секретарь Эстер Хоффе. Но и она ослушалась, не устояв перед деньгами. Рукопись «Процесса» она продала за $2 млн. Другие реликты она оставила у себя.

Библиотека, зная о завещании Брода, после смерти секретаря обратилась к ее дочерям с просьбой все же предоставить рукописи. Но и те выполнить это отказались. Суд, к счастью, был на стороне библиотеки (я вообще не представляю, как можно присвоить себе национальное достояние). Но и тут не все гладко – часть бумаг испортили кошки, жившие в квартире Эстер. К счастью, талантливые реставраторы смогли восстановить большинство из них. Теперь библиотека выставила их на всеобщее обозрение.

Как вы считаете, должен был Брод выполнить последнюю волю Кафки и все сжечь?